23.11.2010 00:10
    Поделиться

    Юрий Богомолов: "Волшебными" словами не скроешь симптомы неблагополучия в обществе

    Местами ТВ все-таки отражает то, что происходит за стенами павильонов, где снимаются веселые шоу. Новостные и дискуссионные программы худо-бедно дают некоторое представление о внетелевизионной реальности.

    Без мата

    "Прожекторперисхилтон" - как бы безбашенная программа. Прожектористы болтают без умолку, но время от времени почему-то попадают в точку. Шутки в сторону Батуриной, проведшей шесть часов в полицейском участке города Лондона, и "Интеко" показались запоздалыми, хотя и по делу. А вот пауза Ивана Урганта, последовавшая за цитатой из газеты: "Новый мэр столицы Сергей Собянин попросил инспекторов ГИБДД больше не брать взяток", - вызвала гомерический хохот в силу непреходящей актуальности самой фразы.

    А, если прибавить к просьбе волшебное русское слово из букв больше трех - "пожалуйста", - предположили остряки...

    Сергей Светлаков констатировал: "Первый раз к гаишникам обратились без мата". Тему стали развивать: никто же до сих пор не просил мздоимцев прекратить коррупцию по-человечески. А как попросить да опять же прибавить волшебное слово...

    Так и бельгийцев можно было бы обыграть в футбол, если бы тренер был вежливым человеком...

    Продуктивная идея. Я подумал, если бы Олег Кашин успел деликатно попросить напавших на него не бить его заточкой по почкам, может, они повернулись бы и ушли с краской стыда на небритых щеках.

    Наверное, и те, кто был зарезан в станице Кущевская, недостаточно корректно встретили тех, кто пришел их резать и душить...

    Знакомая

    логика

    В нескольких новостных сюжетах должностные лица с мест вяло оправдывались: не доглядели, не досмотрели, упустили... Но, мол, этот ужас - дело случая, растянувшегося на двадцать лет, в связи с чем один из милицейских чиновников решил покинуть свой ответственный пост по собственному желанию. Это поступок.

    Хотя, может, кто-то свыше ему подсказал: "Пожалуйста..."

    Какой-то штатский начальник заикнулся: "А в остальном... Посыпались цифры, свидетельствующие о благополучии селян, о расцвете народного хозяйства в той же самой станице.

    На этом фоне по-настоящему взволнованным выглядел губернатор Ткачев в программе Владимира Соловьева "Поединок". На него наскакивал вице-спикер Жириновский, черня всю губернию, и особенно город Сочи.

    Губернатор сильно переживал. Так сильно, что готов был бы порезать на куски тех, кто это сделал. Он знает, как сильно переживали милиционеры, когда они прибыли на место преступления. Мимоходом у него проскользнула мысль, что надо бы посмотреть, откуда родом преступники, где они крестились, в каких традициях воспитывались.

    За сим губернатор стал перечислять достижения руководства станицы - ледовый дворец, бассейн, дороги, клумбы, казачьи корни, улыбающиеся люди, фонтаны... Одна из самых преуспевающих станиц края.

    Послушать голову края, так можно решить, что Кущевка - сливки. Тогда вопрос: "А что же молоко?"

    Вопрос не был задан. Губернатор в силу своего темперамента настаивал, что чудовищное преступление - невероятное, немыслимое исключение, которое, впрочем, могло случиться "в любой точке России". Он это повторил дважды.

    Знакомая логика: какова станица Кущевская, такова и вся страна. Помнится, по этой схеме оправдывалась дедовщина в армии; затем - коррумпированная милиция; потом - рухнувшая в бездну аморализма средняя школа; потом - пороки здравоохранительной системы, мат, алкоголизм, наркотики...

    Теперь вот дело дошло до беспрецедентного криминала, который вдруг оказался вполне себе... распространенным.

    Что получается?

    С одной стороны, нас, телезрителей, хотят уверить, что жуткая кровавая резня - случай. И тогда почему бы, как в советские времена, нам не запеть: "Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет..."

    С другой стороны - нам намекают по телевизору, что все, везде и всегда не хотят жить честно. Жить, никого не мучая, не пугая, не вымогая, не пытая, не убивая. И тогда, действительно, отчего бы не допустить, что только Краснодарскому краю не повезло с шокировавшей всю страну бедой.

    ***

    После кущевского ужаса сюжет в программе "Максимум" о том, как в Козихинском переулке города Москвы беспомощные жители этого тихого уголка противостоят бульдозерам и бетономешалкам, показался детской забавой. Показали, как нескольких протестующих во главе с артисткой Татьяной Догилевой будущие полисмены уводят под руки в участок.

    Внешне все очень интеллигентно. По сути - некрасиво. Студия "ТРИТЭ", принадлежащая автору манифеста "Право и правда", строит там основательный многоэтажный комплекс (как ввысь, так и вглубь). На здоровье, конечно, Никите Сергеевичу Михалкову, но строительство грозит целостности того соседнего дома, где проживает, в частности, артистка Догилева, да и другие вполне достойные граждане.

    Артистку еще не побили. Против нее обратили другую санкцию: в медиапространство кинули слух, что она не в своем уме. Тоже известный прием.

    Жители попытались встретиться с заказчиком строительства и вручить ему петицию. Тщетно. Вероятно, они забыли сказать волшебное слово "пожалуйста".

    Смешная

    правда

    По части юмора "Прожектору" на этот раз могло бы составить конкуренцию шоу Андрея Малахова "Детектор лжи".

    Тут дело даже не в том, как острили участники программы. Тем более что они и вовсе не острили. А не посмеяться было невозможно.

    Врача-стоматолога, восседающую на правдивом кресле, спрашивает Малахов:

    -Правда ли, что вы завышали стоимость прописываемых препаратов?

    - Правда, - со смехом отвечает зубной доктор. И всем тоже становится смешно. Особенно группе поддержки, которая сплошь состоит из стоматологов.

    - Правда ли, что вы воровали медицинские инструменты?

    - Правда.

    Всем становится еще смешнее. Улыбки у стоматологов красивые; они не стесняются широко открывать рот; у них с зубами все в порядке. Но смеются они от души, искренне... От того, что воровство и обман подобного рода - норма, а признаваться вслух почему-то не принято. Но за ради миллиона отчего не сказать. И все это правильно поймут - и на работе, и дома, и вся страна не осудит.

    Вот это самый неприятный симптом неблагополучия в обществе. И никаким волшебным словом его не замолишь и не отмолишь.

    Поделиться