Выставка "Когда наступает сейчас", которую показывают в "Гараже", изначально была сделана для Арля, в котором проходит знаменитый фотографический фестиваль "Встречи в Арле".
На ней собраны работы, которые выдвигались на две международные премии в области фотографии - The Discovery Award и LUMA Award. Обе премии - совместный проект фотофестиваля в Арле и некоммерческого фонда LUMA.
Но фактически обе премии одновременно являются наградами в области современного искусства. Отбор определялся международным признанием художников и вкладом в современное искусство, а в роли экспертов выступили известные кураторы Ханс Ульрих Обрист, Том Эклс, Беатрикс Руф и художники Филипп Паррено, Лиам Гиллик. Причем экспертам оставили право на субъективность личного выбора: каждый из них называл несколько имен. Помимо работ 15 номинантов на премии 2010 года в "Гараже" показывают еще и инсталляцию из 375 фотографий двух знаменитых швейцарцев Петера Фишли и Давида Вайса ("Золотой лев" на Венецианской биеннале-2003), которые были в жюри LUMA Award 2010. В результате получилась выставка-путеводитель, показывающая почти все, что может искусство сделать с фотографией и что фотография может сделать для искусства.
Фотография тут предстает как участник, свидетель, в конце концов - сценическая площадка драмы, в том числе криминальной. Как, например, в серии "Невиновные" 35-летней американки Тарин Саймон (она стала лауреатом премии The Discovery Award в этом году). Саймон сделала фотографии людей, которые были осуждены невиновно, отсидели (кто 10, кто 18, кто 7 лет из своих пожизненных или 80-летних сроков заключения), а потом была доказана их невиновность. И они были освобождены. Фишка в том, что осуждены они были на основании предъявленных жертве или свидетелю фотографий. Восприятие человека меняется. Оно по определению субъективно. И насколько катастрофическим может оказаться зазор между утверждением очевидца и реальностью, демонстрируют работы Саймон. Она снимает "невинно севших" в местах, которые изменили их жизни: на месте преступлений, которые они не совершали, в комнате, где их арестовали, со своей невестой и с жертвой, в тире и на бейсбольном поле... Парадокс в том, что драму ложного обвинения и оправдания, причиной которой стало фото, Саймон демонстрирует опять же с помощью фото. Фотография разоблачается как доказательство истины и одновременно используется для реконструкции жизненной драмы.
Тайну человеческого восприя тия, похоже, пытается разгадать и Ли Ледар, который сделал проект "Двойная связь". Он снял дом, где три дня снимал свою бывшую жену. А через пару месяцев уговорил повторить съемку уже ее нового мужа, тоже фотографа. Между взглядами двух мужчин на одну любимую женщину - кипа старых журналов, политических, гламурных, эротических с героями-любовниками всех видов. Все три взгляда (прощания-расставания, отстраненного показа, интимно-любовного) играют на одном контрасте: близость - дистанция. Из этих трех взглядов складывается портрет одной женщины. Самое интересное в том, что портрет рассыпается. Неопределенность взгляда, равно и восприятия, оказывается непреодолима.
Она, похоже, залог человечности. Известный японский архитектор Кацуо Шинохара, чье видео тоже показывают на выставке, написал в своей книжке "Улица с человеческими тенями": "В полом бетонном пространстве, закрытом круто спускающейся крышей, среди непререкаемой определенности мне явилась неопределенность". Взгляд человека наделяет пейзаж воспоминаниями, неясный ночной пейзаж - тоской и одиночеством.
Правда, этот фокус хорошо известен. И художники, зная его воздействие, пытаются в свою очередь дистанцироваться от откровенной лирики. Потому у зрителя всегда остается возможность считать, что перед ним проект аналитический, исследовательский. Но ведь это не делает драмы, разыгранные на поле фотографии, менее интересными.