Вчера президент России Дмитрий Медведев провел ревизию состояния коммунального хозяйства в Сыктывкаре. Там же он принял участие в заседании президиума Госсовета по развитию современной инфраструктуры ЖКХ.
Но прежде глава государства посетил несколько объектов в городе - модернизированный водоканал, автономную котельную и товарищество собственников жилья "Перекресток". Во всех квартирах "Перекрестка" установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии и водоснабжения. При этом размер платы на четверть ниже по сравнению с домами, которые обслуживают управляющие организации. Любопытно, что раньше дом был одним из самых отстающих: тепло здесь не включалось до ноября, летом не было горячей воды. Но жильцам удалось все кардинально изменить.
Президента встречал актив - управляющая Апполинария Некрасова, а также жильцы - Галина Петракова и Александр Пономарев. "Расскажите немножко о том, как ТСЖ работает: мы же приехали к вам, как к передовикам", - ободрил небольшое собрание Дмитрий Медведев. Сперва ему доложили сухие цифры - в доме 214 квартир, несколько офисов и два магазина, всего проживает 450-500 человек. Потом перешли к главному: к тому, кто в нем хозяин. Вернее, хозяйка.
- Вначале управляли управляющие компании, - рассказала Некрасова.
- И как управляли? - поинтересовался президент.
- Это можете спросить у жильцов, не понравилось им, - "перевела стрелки" женщина.
- Чего они делали-то, эти товарищи? - с любопытством оглядел жильцов глава государства.
- То качество, которое было на тот момент, не устраивало, - признался Пономарев. - Дом сдавался очередями, были проблемы временного порядка - то территория захламленной была... Сказать, что криминал - нет, конечно! Просто не устраивало качество. И когда дом заселился практически полностью, приняли решение.
- А кто принял, жильцы собрались? - продолжил расспрос Медведев. - Я на таких собраниях не был, как происходило-то, люди волновались, чтобы на себя груз взвалить?
- Вначале приняли решение члены правления: мы искали, какие дома живут хорошо. И нашли такой дом на Коммунистической, 44а, - рассказывал Пономарев.
- Хорошее название, правильное, люди там хорошо живут, - понравилось президенту.
- Пообщались с управляющим, предложили нас взять на обслуживание, а он отказался, предложил человека. Мы тогда созвали общее собрание и предложили оставить так, как есть, или что-то менять в нашей жизни, - с каким-то революционным задором вспоминали жильцы.
- И люди проголосовали за изменения? - угадал президент. Все кивнули.
- За четыре года была полностью угроблена кровля, в первый год мы ее отремонтировали, - продолжила Некрасова. - Устранили причины, из-за которых она была порушена.
- Подрядчика, наверное, с собаками искали? - уточнил глава государства.
- Сроки-то были пропущены, бесполезно, - развела руками женщина.
- Нет-нет, не бесполезно, надо наказывать! - поправил ее глава государства. - На личном опыте проходил такую ситуацию... Конечно, если сроки пропущены, с юридической точки зрения ситуация безвыходная.
Президент призвал наказывать рублем таких нерадивых подрядчиков и жаловаться на них губернаторам. Тем временем Некрасова продолжала летопись домовладения:
- На второй год все подъезды отремонтировали, кошками не пахнет.
- Можем заглянуть понюхать, - пошутил глава государства.
- Воспитываем жильцов, пишем разные бумаги, - в ответ похвалилась управляющая. (Корреспондент "РГ" видел одно из таких объявлений с довольно строгим и вместе с тем эмоциональным призывом не складировать тонны окурков у подъездов). - Сделали за два года приличный ремонт и в этом году тратили свои деньги на благоустройство территории.
- Территория очень симпатичная, - согласился Медведев. Ему тут же предложили посетить двор летом. Президенту ничего не оставалось, как согласиться. Не мог он не спросить и про коммунальные платежи. Оказалось, все по графику: за октябрь рассчитались. А ведь когда уходили от управляющей компании, долгов скопилось на 800 тыс. рублей, из них 700 тыс. - на жильцах.
Управляющая рассказала, как работали с неплательщиками: и через суды, и через родственников. Вывешивали позорные списки. Среди нарушителей была даже чиновница: как только у нее отключили свет, тут же нашлись 33 тыс. рублей. "Жесткая мера, но справедливая", - поддержал Медведев.
Вообще, энергию в доме экономят. Счетчиками пользоваться научились, потребление снизилось на две трети. Теперь занялись реконструкцией тепловых узлов.
- А кто эту идеологию вырабатывает? - восхитился глава государства.
- Все вместе, - честно призналась управляющая.
- А вы сами себя чувствуете управдомом? - уточнил Медведев.
- Я думаю, что я здесь хозяйка, - весело рассмеялась Некрасова.
Президент уже собрался было уходить, как управляющая опомнилась: "У нас же и проблемы-то есть! Общие для всех ТСЖ!"
- Поехали сейчас на совещание, у нас президиум Госсовета, при всех это обозначите. Мне кажется, это будет интереснее и правильнее, - неожиданно предложил глава государства.
- Как губернатор скажет, - засмущалась женщина. Вячеслав Гайзер, конечно же, не возражал.
На заседании президиума Госсовета управляющим организациям уделялось не меньше внимания, чем на встрече с жильцами "Перекрестка". Их также, в основном, ругали. Нередки случаи, когда они своевременно собирали деньги с граждан, но своевременно не вносили их в качестве оплаты, возмущался Медведев, призвав определить стандарты деятельности таких компаний и качество предоставляемых услуг.
От управляющих компаний президент перешел к вечной для России теме - ветхому жилью. Он предложил включать в фонд такого жилья помещения, которые "де-юре рассматриваются как нормальные, а де-факто - страшно смотреть".
В ремонте нуждается до 40 проц. жилых домов. Свыше 4,5 млн граждан проживают в аварийном или ветхом жилье, причем цифра занижена, продолжил глава государства.
До сих пор не выработано долгосрочное решение по механизму финансирования капитального ремонта. Жилищный кодекс возложил эту ответственность на собственника, не уточнив, откуда брать средства. А собственники, как известно, бывают разные.
Кроме того, около 60 проц. фонда ЖКХ отслужили свой нормативный срок. "Если этим сейчас не заняться, то через несколько лет наступит катастрофа", - пессимистично заметил президент. Как уточнил министр регионального развития Виктор Басаргин, на ремонт основных фондов ЖКХ нужно свыше 6 трлн рублей, которых у государства нет.
По мнению Дмитрия Медведева, ни муниципалитеты, ни коммунальные организации зачастую не располагают информацией о том, что происходит вокруг: "Как результат, наши потребители получают по несколько счетов. Это действует крайне раздражающе: мало того что тарифы растут, так еще и приносят липовые или двойные счета. Это даже не вопросы тарифообразования, это вопрос аккуратности счета. Думаю, что люди не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе МСУ".
Справиться с этой бедой могут единые коммунальные базы данных. "Эти умные системы учета должны внедряться повсеместно и в максимально короткие сроки, должны быть рациональными... и не должны приводить к росту платежей граждан", - перечислил Медведев. Он напомнил и о существовании комплексных программ развития инфраструктуры. Пока ими пользуются лишь Новосибирская и Оренбургская области.
Выслушав доклады, президент прокомментировал предложения и дал ряд поручений - и по капремонту, и по водоотведению (разработать закон до 1 марта 2011 года), и по многим другим. В том числе и правительству - проанализировать просьбы Некрасовой, которые она таки озвучила на совещании. Управляющая обратила внимание на то, что ТСЖ приравнены по ответственности и статусу к управляющим организациям, но при этом не могут брать кредиты и создавать активы. Она считает нужным приравнять ТСЖ к покупателям и освободить от налогов платежи, поступающие от граждан в товарищество.
Кроме того, глава государства заявил о намерении продлить работу Фонда содействия реформированию ЖКХ и отказался откладывать срок установки счетчиков в домах до 2015 года. "Сроки перенести проще всего, - возмутился Медведев. - Я только опасаюсь всех этих переносов. Если я перенесу на 2015 год, значит, к 2025-му не сделают. Давайте-ка, работайте как следует".