Претензии к выбору Нобелевского комитета - дело обычное. Каждый год после объявления имен лауреатов в адрес комитета звучит критика. На этот раз под прицелом работа выходцев из России.
Американский специалист Уолт де Хеер, занимающийся изучением графена, обнаружил ряд ошибок в пресс-релизе, который Нобелевский комитет выпустил для премии по физике 2010 года за открытие графена. Основная претензия касается статьи Гейма и Новоселова в журнале Science, опубликованной в 2004 году. В ней лауреаты описали получение графена и данные по его электрической проводимости. Однако Хеер указывает, что в этой публикации описаны вовсе не свойства графена - слоя углерода толщиной в один атом, а сверхтонкого графита, состоящего из нескольких углеродных слоев. Андрей Гейм счел эту ошибку несущественной, так как уже в 2005 году они с Новоселовым получили аналогичные результаты для графена. Де Хеер, однако, утверждает, что в некоторых работах, в том числе в его собственной, электропроводность графена была изучена до выхода статьи лауреатов в 2005 году.
Де Хеер подчеркивает, что в Нобелевском пресс-релизе указано, будто бы до работ Новоселова и Гейма считалось, что графен должен быть нестабильным. Ученый отмечает, что это утверждение ошибочно. Еще одна претензия де Хеера - преуменьшение роли физика Филипа Кима, который вполне достоин получить премию совместно с Геймом и Новоселовым. На это Гейм ответил: "Ким сделал существенный вклад в исследование графена, и я бы с удовольствием разделил с ним премию".
Со своей стороны, один из членов Нобелевского комитета заявил, что обвинения де Хеера не обоснованны. Андрей Гейм предположил, что, жалуясь на Нобелевский комитет, де Хеер пытается сделать себе имя: "Если он жалуется на Стокгольм, то кто-то может подумать, что он сделал что-то существенное".