В Ставропольском районе Самарской области чиновникам по сути пришлось инициировать судебные процессы против самих себя, чтобы передать новые квартиры в собственность людям.
В Ставропольском районном суде слушалась серия беспрецедентных дел. Еще в начале текущего года шесть семей из трех небольших населенных пунктов, проживающих в аварийных домах, переселили в один многоквартирный дом в крупном селе Подстепки. Новоселье пятеро пенсионеров и один малоимущий гражданин справили, однако никаких правоустанавливающих документов на жилье люди на руки не получили. Место регистрации у них также осталось прежним - ветхий фонд.
Администрация предложила переселенцам подписать договор о передаче нового жилья из собственности муниципалитета в собственность жильцов, как обязывает Жилищный кодекс. Одним из пунктов договора было обязательное условие - выплата гражданами разницы выкупной цены жилья. Другими словами, сельчане должны были вернуть бюджету разницу в цене между своими ветхими строениями и новостройкой. Прокурор района Александр Петухов специально для "РГ" уточнил: разница составляла от 250 до 937 тысяч рублей и была обусловлена не только "новыми стенами":
- Подстепки - более комфортное село, с хорошей инфраструктурой, жилье там намного дороже. Но бабушке, которая всю жизнь прожила в Александровке или другой небольшой деревне, это не принципиально, да и где взять пенсионеру почти миллион рублей?
Этим же вопросом озаботились и в администрации района, чиновники стали заложниками действующего жилищного и бюджетного законодательства.
- Мы оказались в двоякой ситуации: с одной стороны, нам надо бюджет защитить. В новый дом были вложены средства по региональной целевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", - подчеркнул руководитель районного комитета по имуществу Эдуард Жинь. - С другой, соблюсти все нормы Жилищного кодекса и социальные гарантии. Законы заточены под рыночные отношения, а на деле это мешает исполнять социальные программы. Да и просто морально мы не имеем права требовать от бабушки разницу в миллион рублей. Выход был один - решить вопрос через суд.
Чтобы разрешить этот законодательный тупик, прокуратура представила интересы пенсионеров в судебной инстанции. Каждый иск разбирался индивидуально. В результате администрация обезопасила себя судебными решениями, в которых черным по белому сказано - освободить граждан от выплаты разницы выкупной цены. Такое решение устроило все стороны, оно не оспаривалось ни переселенцами, ни муниципалитетом. Это первые, но не последние иски, уверены местные чиновники. Еще около десятка переселенцев уже оказались в схожей ситуации. Если суд и дальше будет выносить решения в пользу граждан, это избавит чиновников от головной боли: и программа будет исполнена, и права граждан на собственность закреплены.
Анна Шепелева
"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"
Самара