25.11.2010 00:09
    Поделиться

    В поселке погорельцев Верхняя Верея сыграли первую свадьбу

    Мы приехали в Верхнюю Верею через две недели после того, как здесь на новоселье побывал премьер Путин: на улицах еще висят рекламные перетяжки, ветер гоняет по дворам сдутые воздушные шары.

    Нам навстречу бредут трое местных жителей, в руках - целлофановые пакеты. "В магазин ходили, а теперь направляются к нам в штаб очередную жалобу писать", - поясняет глава администрации Людмила Лизунова. И ведь не ошиблась!

    Так теперь и живем

    После того как 29 июля село Верхняя Верея в результате лесного пожара сгорело дотла, о нем узнала вся страна. Страшные кадры, как за 15 минут огненная стихия превращает в пепел 340 домов, как сотни человек от мала до велика босиком, многие в нижнем белье убегают от пылающей смерти, прошли по всем телеканалам.

    А затем началось постепенное возвращение к жизни: через несколько часов после трагедии к погорельцам, размещенным в райцентре Выкса, прилетел глава правительства. "Мы в это время обедали, он прошел в столовую, заговорил с нами, - вспоминают селяне. - Сказал главное: "Мы рядом, мы поможем. Обещаю". Cтало легче".

    Но страх отступил не сразу, в Выксу даже пришлось вызывать бригаду психологов. "Ощущение общей трагедии было неимоверным, - вспоминает вице-губернатор Нижегородской области Геннадий Суворов. - Люди сидели опустошенные. С утратой дома они потеряли некую связь поколений. А духовные утраты - они самые тяжелые".

    Но уже через десять дней после трагедии в сгоревший поселок прибыли строители, а к 1 ноября, как и обещал премьер, выросло новое село на 403 дома. Дома каркасно-панельные, трех вариантов: жилой площадью по 45, 65 и 90 квадратных метров. Полностью готовые к проживанию: с мебелью, сантехникой, коммуникациями. В итоге село Верхняя Верея (первоначальное название - Гибловка), основанное почти триста лет назад и к июлю 2010 года из всех благ цивилизации имевшее лишь электричество (газ должен был прийти сюда в 2015 году), получило четыре трансформаторные подстанции, 40 км подземного газопровода, 27 км современного водопровода и очистные сооружения в виде индивидуального септика в каждый дом.

    Помимо этого всем погорельцам выплатили денежные компенсации, общую сумму которых они даже затрудняются назвать: по 10 тысяч рублей на человека выдали сразу после пожара, по 200 тысяч чуть позже - на обзаведение имуществом. Это из госказны. Еще по пять тысяч каждому дала одна известная в народе партия. Плюс сертификат на мебель - от 100 до 200 тысяч рублей в зависимости от метража дома, по 20 тысяч на сельхозинструменты выделил каждой семье "батюшка из Горького", священник другого прихода пообещал купить им по корове. На днях спонсоры раздавали верхневерейцам сертификаты на покупку садовых цветов, еще по три саженца коллекционных яблонь выделил для каждого дома уже не помнят кто... Для жителей поселка наступила новая жизнь. И, как оказалось, очень непростая.

    Трудно быть властью

    С главой администрации поселка Людмилой Анатольевной Лизуновой общаемся в штабе: с самого утра здесь идет прием населения.

    - Люди домами довольны - вот у меня опросный лист за вчерашнее число, смотрите: ни одного замечания! - Людмила Анатольевна с гордостью демонстрирует нам бумаги. - Строители - герои! За три месяца даже баньку себе не поставишь, а здесь целый поселок возвели! Но меня другое сейчас волнует: некоторые люди в нашем селе оказались очень неблагодарными.

    В ответ на мой недоуменный взгляд поясняет: "Быстро привыкли, что им все дали бесплатно. И некоторые начинают вести себя просто неприлично. Один требует: канаву мне прокопайте, вода стоит. Но ведь она всегда у него на участке стояла! Возьми лопату и сам почисть! Другой вызывает бригаду рабочих... протереть глазок во входной двери! Третий - поставить розетку в тамбур и разровнять кучу земли на участке".

    Людмила Лизунова, миловидная, невысокого роста, здешняя "местная власть". Родом из Вереи, сейчас живет с семьей по соседству - в поселке Виля, что в семи километрах отсюда. Узнав о пожаре, пробралась с водителем на старенькой "шестерке" через пелену огня - организовывать эвакуацию. Уже потом, когда мы ходили по домам, совсем незнакомые мне люди рассказывали, как Лизунова силком заталкивала их с детьми в автобусы, спасая жизнь.

    - Трудно быть властью? - не сдержалась, пристала я к ней.

    - Очень трудно, - вздохнула Людмила Анатольевна. - Но надо.

    ...Идем по селу, и Лизунова делится последними деревенскими новостями: как семья Резановых, девять лет назад перебравшаяся из Верхней Вереи в США, вдруг приехала в полном составе - муж, жена и трое детей - за компенсацией. Получили и улетели за океан. Что двести жителей Верхней Вереи вдруг разом пошли на курсы вождения автомобилей, а потому стоимость обучения в Выксе подскочила до 25 тысяч рублей с человека. Что девочка, которая ждала Владимира Путина на детской площадке и вручила ему письмо, вовсе не "их девочка", не погорелец, а "подсадная утка" из поселка Дружба, что в 60 километрах от Вереи. А просила она у премьера компьютер... Но были и другие события: семья Шиковых в доме номер 143 по улице Ленина в день нашего приезда выдавала замуж старшую дочь Евгению. К ним мы и отправились: посмотреть на невесту, а заодно на новый дом.

    Невеста с приданым

    Шиковым построили самый большой из трех возможных вариантов домов - площадью 90 квадратных метров. На крыше - металлочерепица нижегородской фабрики. Просторный холл, гостиная, три спальни, кухня почти 15 метров. Хозяйка дома Елена Ивановна (и.о. директора школы) заметно волнуется - через час прибудут сваты. Но экскурсию по дому проводит с охотой: "Нам повезло: дом строила бригада из Оренбурга. Эти ребята возвели только 18 домов, и они выгодно отличаются от других: во-первых, под всем домом вырыт погреб высотой 1,8 метра - у других погреб проходит только под частью дома. Во-вторых, у нас на полу ламинат, а в других домах - линолеум. Но самое главное - септик нам поставили непростой, с бактериями - целое мини-очистное сооружение". Проходим с хозяйкой на кухню: здесь установлен современный газовый двухконтурный котел Baxi (в других домах я видела котлы фирмы Alixia и Chaffoteaux). Плита Indezit, холодильник "Саратов". Туалет и ванная в домах совмещенные, на полу и на стенах - симпатичная светлая плитка. Практически весь дом меблирован: семья остановила свой выбор на фирме ИКЕА (на выбор погорельцам предложены восемь фирм). Хозяйка призналась, что пока не потратила на хозяйство ни копеечки, зато они с мужем из "погорельских" денег оплатили молодоженам свадебный десятидневный тур в Египет.

    ...А напротив дома Шиковых живет семья Савченко - у них тоже большой дом, но строили его нижегородцы. Экскурсию проводит глава семьи Владимир Дмитриевич. На полу - линолеум, на потолке - пластиковые панели. Удается осмотреть только часть дома - хозяева перебрались сюда накануне, все завалено тюками с одеждой. Посреди большой комнаты между мешков притулилась кошка с тремя котятами. "Только и успел спасти кошку, собаку и козу, все остальное сгорело", - поясняет Владимир Савченко.

    Дом ему нравится, но признается, что "пахнет в нем не так - от печки воздух получше был". А печек в их старом доме было целых три: одна из них - настоящая русская. Хозяин вспоминает, что тепло обходилось ему недорого: на своей "Газели" сам собирал в лесу сухостой, покупал только березовые дрова - пять машин на год хватало, каждая - по 1800 рублей. "Теперь не знаю, сколько буду платить, - смущается Савченко. - Газ тоже стоил дешево: в год на баллоны уходило всего 1200 рублей".

    ...Хозяйке дома номер 4 по улице Рабочая Любови Викторовне Шумилиной (она работала в местном клубе худруком) тоже все в доме любо. Но к ней мы заглянули по другой причине: на все село только она и ее соседка завели по корове. Вернее, коров им купил "батюшка", а вот коровник и колодец для животных они строили уже на свои "погорельские" деньги - Шумилины уложились в 80 тысяч рублей. "У меня были две коровы и бычок Гаврюша, - вспоминает хозяйка. - Бычок сгорел, коров подпалило, и пришлось их сдать. Теперь у меня Голубка - по десять литров молока пока дает. Но она первогодка!"

    ...Своя корова, а также 68 кроликов и 23 курицы были до пожара у Елены Шалдаковой - она живет в доме номер 57 по улице Ленина. Но заводить живность Елена не торопится, поясняет: "Корову обещал дать монастырь, а от завода по весне построят коровник!"

    У Шалдаковых - дом площадью 90 кв. метров. И Елена, в прошлом продавец местного сельпо, постоянно находит в нем недоделки. К ней в гости мы пришли с представителем строителей Александром Пономаревым, и хозяйка сразу пошла в атаку: повела на кухню, продемонстрировала течь под котлом. Затем завела в ванную - там было нежарко. "Вот унитаз поменяла, обои переклеила - не понравилась расцветка. За неделю потратила аж 220 тысяч рублей! - негодует Елена. - Еще машинку стиральную надо покупать!" Но тут не выдерживает, вступает в разговор представитель власти Людмила Лизунова: "Какую тебе машинку покупать? Ее всем по сертификату от завода дадут!"

    ...Уже прощаясь с Вереей, столкнулись на дороге со старушкой: Клавдии Матвеевне Карповой 87 лет. Из старожилов. Одна вырастила восьмерых детей, сейчас живет с сыном. Дом им построили в 65 квадратных метров. И газовый котел, и батареи - все бабушке в новинку. Но главное, как призналась нам Клавдия Матвеевна, "не привыкшая я в туалет под избу ходить". А потому уже поручила сыну установить на участке "нормальный нужник". И, как оказалось, Карповы в этом не одиноки: допотопные деревянные кабинки изредка мелькают по всему поселку.

    Вот такая новая жизнь пришла в Верхнюю Верею.

    Поделиться