Наши и западные военные получили уникальный шанс совместно бороться с ракетной угрозой в Старом Свете.
Предложения, сформулированные президентом РФ Дмитрием Медведевым на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне, открывают путь к совместному созданию европейской ПРО. Какие инициативы и условия их реализации российский лидер озвучил в Лиссабоне?
Это принципиальный для нашей страны момент - быть не просто участником, но равноправным партнером Североатлантического блока в строительстве европейского противоракетного щита. Формально, "для мебели" обозначать свое место в этом процессе Россия категорически не согласна. Вопрос стоит так: либо мы полноценно рука об руку работаем над новой структурой ПРО, либо отказываемся от сотрудничества. Половинчатые решения, когда натовцы допускают Россию до обсуждения одних вопросов и не приглашают к решению других, неприемлемы.
Для альянса такая "избирательность" чревата последствиями. Если мы будем видеть, что натовские радары, кроме Ирана и Северной Кореи, глядят и в нашу сторону, а позиции противоракет приближаются к российским границам, ответные военные шаги Москвы неизбежны. К примеру, на повестку дня может снова встать вопрос о размещении оперативно-тактических комплексов "Искандер-М" в Калининградской области.
Среди натовских генералов бытует привычка делить страны на "свои" и "чужие". В строительстве европейской ПРО они не против использовать этот принцип. Дескать, зачем тратиться на противоракетную защиту всех стран континента. Достаточно прикрыть радарами и перехватчиками союзников по блоку и, быть может, какую-то часть России. Остальные государства пусть сами заботятся о собственной безопасности.
По мнению наших экспертов, распространение ПРО на отдельные театры военных действий и сведение противоракетной обороны континента до элемента защиты конкретных стран противоречит самой идее общеевропейского зонтика. "Система ПРО только тогда представляет ценность, когда она является универсальной", - заявил по этому поводу Дмитрий Медведев.
В Португалии российский президент предложил не только создавать совместно с НАТО систему европейской ПРО, но и разделить ее на сектора. Это совершенно новая инициатива, и о ней стоит поговорить отдельно.
Подробной расшифровки новации на саммите не прозвучало. Поэтому кое-кто предположил, что речь идет о готовности России сбивать все ракеты, которые через нашу территорию полетят в Западную и Восточную Европу и ответных обязательствах натовцев. Для военных с той и другой стороны такое предположение выглядит, мягко говоря, натянутым. Дело в том, что любое государство, обладающее силами и средствами ПРО, будет сбивать ракеты на подлете к своим границам и без международных соглашений. Национальные системы противоракетной обороны для того и создавались, чтобы не допустить подобных атак. Тем более что определить, предназначается "болванка" твоей стране или летит транзитом, невозможно.
Другое дело, если системы ПРО различных государств интегрированы в единую схему. Когда идет обмен информацией о стартах ракет с территории третьих стран и выработан общий алгоритм ответных действий. Здесь принцип секторальной ответственности выглядит достаточно перспективным.
Он не означает, что каждая сторона будет иметь два ключа - один к своим комплексам, другой - к оружию партнера. Средства поражения как были, так и останутся в единоличном пользовании. Но, по мнению бывшего начальника Главного штаба РВСН Виктора Есина, альянс может взять на себя прикрытие Западной и Центральной Европы, а наша страна - Восточной. Общим вкладом в укрепление спокойствия на континенте станут данные со спутников и радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении. У нас такие есть в разных частях страны. Например, РЛС под Санкт-Петербургом способна отслеживать запуски межконтинентальных баллистических, оперативно-тактических и тактических ракет на территории от Шпицбергена до Северной Африки. А радары в Армавире и азербайджанской Габале могут засекать южные старты на расстоянии 6 тысяч километров. В поле их зрения не только Иран, но и огромная территория - вплоть до Африки и Индийского океана.
Понятно, что провести границы секторов ответственности реально только на армейских картах. Гипотетически могут возникнуть ситуации, когда чужую ракету в небе Польши будет удобнее сбивать российским комплексом, а "болванку" в нашем приграничном районе - натовцам. Если решение о совместном создании ПРО будет принято, нашим и генералам придется заранее определяться и с такими вариантами.
Россия настаивает, чтобы будущая система ПРО не разрушила сложившийся ядерный паритет между нашей страной и США. Взаимосвязь тут очень жесткая. По новому договору о стратегических наступательных вооружениях мы и американцы обязались иметь строго ограниченное количество боевых блоков и носителей. Однако создание без учета интересов России европейской системы ПРО, в которой США примет самое активное участие, означает изменение баланса сил. У тех же американцев появится больше возможностей сбивать наши ракеты еще на подлете к цели. Для сохранения стратегического равновесия России придется предусматривать меры по преодолению ПРО или увеличить количество боеголовок. Но тогда мы не впишемся в новый договор СНВ-3. Вот почему Дмитрий Медведев заявил в Лиссабоне: "Если в результате противоракетной обороны ядерный баланс смещается в ту или иную сторону, это повлечет гонку вооружений".
На саммите Россия-НАТО президенты договорились, что через нашу территорию на Запад смогут возвращаться из Афганистана эшелоны с так называемыми нелетальными грузами. Пропускать их станут на коммерческой основе, то есть за плату. Причем это будут не железнодорожные платформы с боевой техникой и боеприпасами, а вагоны с армейским имуществом. При пересечении российской границы все грузы обязательно проверят таможенники.