Две недели Пермский край представлял в Санкт-Петербурге свои культурные проекты

В завершении "Культурного альянса Пермь-Питер" руководители культурных ведомств обоих городов пообещали жителям и друг другу "обмениваться искусством, пока не устанем".

Пермская часть "Альянса" в Петербурге была представлена шестью выставками и девятью спектаклями - большей частью недавно созданными, вплоть до совсем свежих премьер - "Дядюшкин сон" "Театра-театра" едва был показан пермскому зрителю, как тут же попал в программу культурного обмена с Петербургом.

Театр оперы и балета представлял два спектакля в постановке своего бывшего худрука Георгия Исаакяна - "Один день Ивана Денисовича" и "Христос", панфиловцы привезли "Отторжение", а краевая филармония - проект "Дети выдры" с участием тувинского ансамбля "Хуун Хуур Ту" и пермского хора "Млада". Самое большое количество спектаклей в афише петербургских гастролей - за самым молодым пермским театром "Сцена-молот". Его руководители решили познакомить интеллигентную публику северной столицы с "Коммуникантами", "Чукчами" и поэтическим спектаклем на стихи Веры Павловой.

Петербуржцы более всего прониклись "Детьми выдры" и "Коммуникантами" - первыми интеллигентно восторгались, вторыми вежливо возмущались.

- А инструменты, какие у них инструменты - вы видели?! Это просто отпад! - радовалась после концерта пермской филармонии интеллигентная петербурженка средних лет. Ее подруги, тоже чрезвычайно интеллигентные, знаками и междометиями поддакивали, мол, действительно, "Дети выдры" - это "отпад!".

- А история "Коммуникантов" про матерящегося депутата с голыми проститутками для Питера грубовата и глуповата, все-таки Петербург - город интеллигентный, - вежливо отметила известная и очень культурная дама.

Из пермских выставок в Петербурге были представлены "Видение", "Я люблю "П", инсталляция Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной "Экспедиция", выставка пермских фотографов Натальи Резник и Дениса Давыдова "Портреты неизвестных", выставка работ Петра Субботина-Пермяка - в варианте, отличном от известной выставки "Кудымкор - локомотив будущего".

Единственная незнакомая пермякам выставка в Петербурге - "Выбор народа", оригинальный проект по созданию "наиболее желанной" и "наименее желанной" картины для жителей Перми и для сравнения - для жителей Санкт-Петербурга. В результате опроса тысяч жителей обоих городов  ("какой цвет в картине предпочитаете?", "какой стиль?")  художники создали универсальную картину для масс и для меньшинства. Наиболее желанная картина для пермяка получилась такой: по зеленому полю едут в медвежьей упряжке дамы с зонтиками, с ними кавалер в камзоле и шпагой на перевязи, кругом кустики и синее небо. Петербуржцы, как оказалось, тоже желают видеть на полотне кустики и небо, но вместо группы отдыхающих на их "желанной" картине - одинокая лошадь в красной попоне у моря. "Желанные" картины вышли смешными, "нежеланные" - мрачными. Петербуржцы и пермяки дружно не желают видеть абстрактные графические картины, комиксы с буквами, даже если это буква "П". То есть "нежеланные" картины недвусмысленно намекают на современное искусство, признанное меньшинством.

Кстати, в первом смотре пермской культурной политики - если таковыми считать "Дни Пермской культуры в Петербурге" - ставка была сделана именно на такое искусство: провокационное и современное. Вероятно, образцы искусства, привычно соотносящиеся с Пермью - от деревянной скульптуры до театра "У Моста", - намеренно остались "за бортом". Пермь словно поставила себе задачу перестать опираться на признанные бренды, а вместо того встать на цыпочки, дотянуться до плеча Петербурга и выглянуть из-за него с совершенно новым лицом, совершенно другой Перми. В этом был известный риск.

Пожалуй, из всех пермских проектов, представленных в Петербурге, именно с Пермью ассоциировались единицы: разве что футуристические картины Субботина-Пермяка, идеально вписавшиеся в пространство музея связи имени Александра Попова, под гигантским спутником "Луч-15", кажущимся теперь тоже футуристическим объектом из прошлого. Да еще мюзикл "Доктор Живаго" - и то потому, что сам Пастернак ассоциируется с Пермью. Другие спектакли и выставки в программе культурного обмена подобраны так, что ничем своей "пермскости" не выдают: они либо созданы "варягами", либо привезены "варягами" в Пермь, либо таковы, что могли бы представлять любой другой город страны и мира.

- Еще с Пермью ассоциировалась выставка в нашем центре "Я люблю "П", - говорит Анастасия Курехина, директор центра им. Курехина, - потому, что она посвящена логотипу Перми - таких выставок у нас еще никогда не было! А в целом во всех пермских проектах, привезенных в Петербург, чувствуется единый стиль, чувствуется, что это не разрозненные события, а фестиваль Перми в Санкт-Петербурге.

По словам директоров петербургских выставочных площадок, посетителей на всех пермских проектах было предостаточно. А между тем для многих пермских выставок были выбраны необычные помещения: кроме музея связи еще и бывшая фабрика "Красное знамя", где обосновался внепрограммный "Евангельский проект", бывшая ткацкая фабрика середины XIX века, которая сегодня представляет собой остов здания без стекол  (завершение реконструкции запланировано только на 2012 год, но здание уже полгода работает как креативное пространство "Ткачи"). В "Ткачах" выставлены "Видение" и "Портреты неизвестных".

- Уже проверено, что зритель охотнее идет в новое, необычное пространство, чем в привычный музей, - уточняет Курехина. - А откуда оно привезено, это искусство - из Перми или нет, - не имеет значения. Важно, что Пермь продюсирует такие проекты, Пермь - город-продюсер. У города меняется имидж.

По словам Анастасии Курехиной, смена имиджа Перми означает, что жители интеллигентного Петербурга, до сих пор плохо представлявшие себе, как можно жить в провинции, теперь поняли, что в Перми, к примеру, можно жить и работать.

- Провинциальность Перми будет постепенно уходить на второй план, - прогнозирует Курехина. - Пермь начинает восприниматься как вполне мировой город. Это сильная заявка - теперь Петербург будет ждать продолжения пермских проектов.

Комментарий

Анна Кучерова, первый заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга:

- Выставки и спектакли, привезенные из Перми в Петербург, не ассоциируются с Пермью.  Но нужно понимать, что Россия - это единое культурное пространство, и в нем скорее нужно выделять искусство в азиатскими корнями, с европейскими течениями, с этническими мотивами. И эти корни проявляются сильнее, чем региональные особенности. Это - сильная сторона, что Пермь демонстрирует не местечковый уровень культуры.

Сегодня Пермь представила искусство необычное, сильное, иногда провальное. Это - демонстрация того, что умеет делать Пермь: все приглашают к сотрудничеству "варягов", Пермь смогла пригласить, к примеру, Артемия Лебедева. Поэтому привезенные выставки и спектакли воспринимаются нами как срез пермской культуры.

Сам проект "Культурный альянс" по финансовому наполнению - фантастический! Ни один регион не позволял себе привезти в Петербург столько некоммерческого искусства.

Однако насмотревшись на современное искусство, в ответном проекте захотелось, знаете ли,  привезти в Пермь русский психологический театр… На мой взгляд, современного искусства уже достаточно - у него, безусловно, есть свои поклонники, но все же их довольно немного.