Освободить архитектуру города от уродующих ее рекламных щитов и растяжек - такое решение было принято во вторник на заседании правительства Москвы. Но первым делом за наведение порядка возьмутся в центре города - это архитектурная общественность одобрила вчера на заседании градостроительного совета столицы.
Подлинный облик множества памятников архитектуры давно спрятан за рекламные щиты. На каждые 10 метров территории в центре приходится не менее одной "зазывалки". Некоторые молодые москвичи уже и не помнят, как в действительности выглядит тот или иной памятник архитектуры. "Во что превратился город? - возмутился первый зам. мэра Владимир Ресин, который вел заседание. - Начинают сравнивать с Шанхаем, Стамбулом. В этом виноваты конкретные люди".
Впрочем, главный архитектор столицы Александр Кузьмин, который и представлял концепцию рекламного оформления центральной зоны мегаполиса в пределах Садового кольца, знает, как бороться с засильем рекламы. Прежде всего он предложил убрать из зоны Садового кольца все крупноформатные конструкции размером более 3 х 6 метров. Полностью вывести рекламу из зон охраны ЮНЕСКО (это зоны Московского Кремля, Новодевичьего монастыря и музея-заповедника "Коломенское"). Освободить от нее восемь охраняемых панорам центра города. Внутри Садового кольца уже определено несколько зон застройки, в каждой из которых будет действовать свой режим размещения рекламных конструкций. Скажем, на набережных - Пречистенской, Крымской, Якиманской и других со стороны реки могут появиться лишь остановочные павильоны. А возле Госдумы, администрации президента допускается установка исключительно некоммерческих носителей. На территории, которая позволяет обозревать исторические перспективы Московского Кремля, разрешено будет размещать только конструкции скромного формата: афишные стенды и тумбы.
"Реклама должна помогать городу, а не мешать ему", - подчеркнул Кузьмин. Полностью отказаться от нее нельзя, но конструкций должно стать меньше почти в половину: со 180 до 100 штук на погонный километр. Да и та, что останется в охраняемых центрально-исторических зонах столицы, переедет на городскую "мебель" - остановки, афишные тумбы и стенды.
По словам Кузьмина, она должна приобретать новый вид: соответствующий историческому облику столицы. Главный архитектор пояснил, что Москомархитектуры разработало несколько видов комплектов городской уличной мебели. Первый - "Русский модерн" предусматривается размещать в архитектурных зонах, которые сформировались к концу ХIХ века. "Классика" появится на территории "сталинской" застройки, а "ультра" - там, где возведены современные здания.
Во время обсуждения и.о. председателя комитета рекламы, информации и оформления города Владимир Макаров подчеркнул, что надо ужесточить требования к заявкам на размещение рекламы. По его мнению, необходимо аннулировать все, которые были выданы без согласования с Москомнаследия. Александр Кудрявцев, руководитель МАРХИ, добавил, что памятники культуры необходимо защищать не только от рекламы, но и от любой чужеродной информации. Он привел пример: "На стенах Провиантских магазинов очень грубо начертанная надпись: "Музеи Москвы". На изящной же классической решетке содержится информация с анонсами о событиях в музейной жизни. Как нынешние хозяева Провиантских магазинов не чувствуют несоразмерность этого? Ведь все можно сделать тонко, со вкусом".
"Эстетическое восприятие должно быть решающим при размещении рекламной конструкции", подытожил Владимир Ресин и попросил Москомархитектуры доработать концепцию. Первые результаты антирекламной стратегии будут подведены в конце первого полугодия будущего года.