Россия крайне заинтересована, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, заявил вчера ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев, отвечая на вопрос одного из российских бизнесменов, ведутся ли с Киевом такие переговоры.
Речь об Украине зашла на конференции "Таможенный союз - новые возможности роста" и вызвала живой интерес "с мест". Глазьев пояснил, что эксперты, считая эффект от создания Таможенного союза, принимали в расчет и Украину.
По его словам, за пять лет такое сотрудничество даст России 6 процентов прироста ВВП, а за десять лет - 15-17 процентов. Однако без Украины эти показатели уменьшатся в полтора раза. Максимальный экономический эффект на единой таможенной территории можно, по его словам, получать от кооперации в высокотехнологичных отраслях, в машиностроении. Именно в этой сфере с Украиной у нас традиционно сильны связи.
Отвечая на вопрос "РГ", какой текущий экономический эффект уже получили страны Таможенного союза от объединения, Глазьев заметил, что по сравнению с сентябрем прошлого года объем импортных платежей в России вырос в полтора раза, в Казахстане - в четыре раза. "Доходы бюджетов растут", - подчеркнул он.
С оптимизмом отозвался о работе Таможенного союза на конференции и заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. "Не исключено, что с 1 января 2012 года наднациональный орган, Комиссия Таможенного союза, уже будет переименована в Комиссию Единого экономического пространства. Приближенно это будет аналог Еврокомиссии", - предположил Лихачев. Понятно, что в этом случае к ней перейдут не только внешнеторговые функции, но и координация единого пространства. По словам замминистра, к интеграции Россия, Казахстан, Белоруссия идут "быстрыми шагами". Так, до конца этого года три государства подпишут пакет из 17 соглашений, устанавливающих базовые нормы и правила по "хождению" услуг, финансов, трудовой миграции, доступу к естественным монополиям на Едином экономическом пространстве. А с 1 июля 2011 года начнется их "запуск" в жизнь. Четыре важных соглашения из 17 уже подписаны - о принципах работы с трудовыми мигрантами, об экстрадиции нелегальных мигрантов, о доступе предприятий к услугам естественных монополий в области электроэнергетики. Готово соглашение о макроэкономике. Оно вводит для трех стран верхние параметры бюджетного дефицита - не выше 3 процентов, инфляции - не выше 5 процентов. Соглашения о госзакупках также предоставят компаниям трех стран право "заходить" в единое "сладкое" пространство, конкурируя на равных за бюджетные средства интересующих государств.
Отдельная тема - создание общих для трех стран технических регламентов прямого действия. Первые техрегламенты, регулирующие выпуск и хождение потенциально опасной для населения продукции, появятся уже в середине следующего года. Это будут техрегламенты для пищевой и химической продукции, включая косметику и парфюмерию, изделий для детей и подростков.
Что касается развязки последнего "трудного узла" распределения экспортных пошлин на нефть, то, по мнению Глазьева, она предрешена. "Внутри Таможенного союза экспортных пошлин не будет, - сказал он. - Осталась задача определить, в какой пропорции пошлины будут распределяться по бюджетам трех государств". Для этого, по его словам, в скором времени будут подписаны два двусторонних договора - российско-белорусский и российско-казахстанский.
Однако вчера интрига с экспортными пошлинами обострилась. Минфин предложил в связи с отменой пошлин внутри Таможенного союза увеличить их для российских компаний на внешней границе. Глава минэнерго Сергей Шматко категорически против этого. "Это способно ухудшить экономику нефтепереработки в стране", - заявил он вчера на совете глав правительств стран ШОС.