На заседании Государственной Думы в первом чтении принят законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", который был внесен в Государственную Думу еще в апреле 2010 года рядом депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. О том, что будет изменено в Лесном кодексе, рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков.
- Евгений Александрович, что предлагается изменить в Лесном кодексе?
- Законопроект разработан совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства, исходя из существующей правоприменительной практики Лесного кодекса. Он направлен на совершенствование правового регулирования лесных отношений и устранение выявленных пробелов этого регулирования.
В частности, законопроектом предлагается распределить полномочия по проведению лесоустройства между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Будет заменено размытое понятие "вырубка" на более конкретное определение "сплошные и выборочные рубки".
Кроме того, законопроект предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах, по аналогии с установлением перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
На мой взгляд, все эти изменения необходимы для дальнейшего совершенствования лесного законодательства.
- А какие поправки будут внесены с учетом аномально жаркого лета, когда пожарами была охвачена большая часть средней полосы России?
- Ко второму чтению законопроекта "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" будет предложен целый ряд поправок, направленных на защиту лесов от пожаров. Например, предлагается повысить эффективность проведения государственного лесного контроля и надзора, а также усилить меры ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Будут рассмотрены и особенности порядка осуществления противопожарных, лесозащитных и лесовосстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в лесах. Кроме того, изменения коснутся распределения полномочий по установлению критериев и методики оценки исполнения регионами переданных полномочий в области лесных отношений, а также порядка возможного изъятия переданных полномочий.
Считаю, что особое внимание будет уделено вопросам предоставления регионам права передавать осуществление работ по охране лесов от пожаров государственным специализированным учреждениям вне общего порядка размещения заказов для государственных нужд.
- На очередных парламентских слушаниях вы предложили собравшимся сосредоточиться на практическом аспекте проблемы - правовом регулировании. Что необходимо изменить в первую очередь?
- Считаю, что прежде всего при рассмотрении корректировок Лесного кодекса необходимо устранить существующие правовые преграды и реализовать на практике заложенный в Кодексе механизм контроля над исполнением осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений, переданных регионам. В связи с этим было предложено предоставить органам федеральной исполнительной власти право оценивать эффективность исполнения регионами переданных полномочий в лесной сфере, вплоть до внесения предложений об отзыве таких полномочий.
При обсуждении положений Лесного кодекса особое внимание было уделено вопросам расширения полномочий должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, до уровня адекватного исполнения функций лесной охраны, в том числе по пресечению правонарушений в лесах и привлечению виновных лиц к ответственности. Кроме того, многие представители регионов говорили, что на уровне Лесного кодекса необходимо установить упрощенный порядок размещения государственных заказов по тушению лесных пожаров у специализированных учреждений.
Помимо этого, на парламентских слушаниях было заявлено о необходимости изменений отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях, в частности, расширить полномочия сотрудников региональных учреждений по составлению протоколов о нарушениях лесного законодательства. При этом было отмечено, что эффективное пресечение и предотвращение административных правонарушений в лесах требуют реального усиления мер ответственности, в том числе за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Не менее важным является второй комплекс вопросов, которые требуют решения как на уровне правительства, так и на уровне регионов.
И в первую очередь это вопросы финансирования. Абсолютно понятно, что необходимо увеличить объемы финансирования из федерального бюджета мероприятий по охране лесов от пожаров, очистки лесов от последствий лесных пожаров, укрепления материально-технической базы регионов. При этом не стоит забывать и о собственной финансовой ответственности регионов в этой сфере, которая, возможно, требует более жесткого обязательного нормативного закрепления при тщательном и дифференцированном подходе в зависимости от конкретных региональных условий.
Много вопросов сейчас остается на уровне межведомственного и межрегионального взаимодействия в экстремальных ситуациях, которые требуют конкретного закрепления на уровне специально разработанных схем и соглашений.
- В действующем законодательстве отсутствует точное определение категории "городские леса", что ведет к отсутствию внятной системы правового регулирования данной категории лесов и порождает множество спорных вопросов по их использованию, охране, защите и воспроизводству. Как Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии может ликвидировать этот правовой вакуум?
- Сегодня леса, расположенные на землях населенных пунктов, играют особую роль в снижении загрязнения атмосферного воздуха и шумового воздействия при естественном развитии городской инфраструктуры.
В ходе парламентских слушаний говорилось, что в современных условиях проблемы "городских лесов" находятся на "стыке" правового регулирования Лесного кодекса, Земельного кодекса, Градостроительного кодекса и федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Это касается прежде всего определения формы собственности на городские леса, порядка их использования, порядка оборота земельных участков, на которых расположены городские леса. В правовом вакууме остаются вопросы ответственности за лесоустройство, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов.
Поэтому необходимо в первую очередь в рамках Лесного кодекса дать четкое определение понятия "городские леса", установить права органов местного самоуправления по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Кроме того, целесообразно ввести запрет на изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, а также запретить в городских лесах виды деятельности по аналогии с существующими запретами для лесопарковых зон.
Лично я считаю, что проблема использования, охраны и воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, все чаще и чаще ведет к возникновению самых разнообразных конфликтных ситуаций, зачастую имеющих большой общественный резонанс. Данная проблема должна быть четко и однозначно решена в рамках правового поля. Должны быть созданы понятные нормы и правила. Безусловно, необходимо нормально развивать инфраструктуру городов, но при этом не надо забывать, что такое развитие, по сути, невозможно без защиты ценных экологических территорий и обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.