Молдавские партии борются за места в парламенте

Предстоящие в воскресенье парламентские выборы в Молдавии войдут в историю страны расцветом "черного пиара". Кандидаты не гнушаются никакими методами борьбы за заветные кресла, а СМИ активно тиражируют любую скандальную информацию.

Даже те, кому по статусу положено сохранять подобие нейтралитета, совершают очень странные поступки. Так, например, и.о. президента Молдавии Михай Гимпу для того, чтобы "нарыть" компромат на руководителя Партии коммунистов Владимира Воронина, арендовал военный вертолет и принялся с него снимать загородные владения политического противника. Экс-президент на это отреагировал спокойно, но возмутились местные фермеры: звук вертолета напугал их скот. Они-то и передали видеозапись всего произошедшего на телевидение.

Но эта "безобидная" история меркнет по сравнению с избиением бывшего главы молдавских спецслужб Артура Решетникова - сторонника коммунистов. Тот утверждает, что его похитили и пытали, имитируя расстрел, с целью получения компромата на Владимира Воронина. Представители правящего альянса тут же стали утверждать, что похищение было инсценированным.

Под сомнение уже ставятся итоги еще не состоявшегося голосования. Лидер "Гуманистической партии" Валерий Пасат предупредил: в случае поражения альянса 1 декабря в Кишиневе могут начаться массовые беспорядки. В их подготовке он обвинил Румынию и Грузию, которые якобы уже отправили в Молдавию "банды своих легионеров". Стоит заметить, что "Гуманистическая партия" единственная выступает за объединение с Россией.

Социологические опросы показывают противоречивые результаты. Одни предрекают безоговорочную победу коммунистов. Другие, напротив, утверждают, что коммунисты и входящие в нынешний правящий альянс партии получат примерно равное число голосов. Такой расклад сил означает, что избрать президента будет весьма проблематично.

Один из независимых центров - "Барометр общественного мнения" - в последнем опросе фиксирует пиррову победу коммунистов. Они получат больше всех мандатов - 39, но этого им не хватит для избрания "своего" президента, потому что у альянса в сумме будет 62 депутата - на одного больше, чем нужно для формирования органов власти.

Однако по сравнению с предыдущим опросом того же центра победа альянса уже не выглядит предрешенной. За прошедшую неделю коммунисты смогли увеличить число своих сторонников. Этого роста хватит для получения еще четырех мандатов. Если эта тенденция сохранится до выборов, то нового политического кризиса Молдавии не избежать.

Комментарий

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

- Предвыборные рейтинги очень противоречивые, многое будет зависеть от явки. По моим ощущениям, патовая ситуация может сохраниться, когда ни у Альянса за европейскую интеграцию, ни у коммунистов не хватит в новом парламенте голосов для избрания президента. А потому возможны варианты.

Вариант первый - это создание левоцентристской коалиции с участием коммунистов и кого-то из нынешних членов альянса, партий Мариана Лупу или Владимира Филата.

Вариант второй - изменение процедуры избрания главы государства. Коммунисты предлагали избирать его в три тура, причем в третьем туре будет достаточно простого большинства голосов. Молдавия рассчитывает получить легитимного президента и новое правительство. И тем самым завершить период политической нестабильности.

Но перед властью встанет вопрос: а что же делать дальше? Проект интеграции Молдавии в Румынию нереализуем из-за Приднестровья. Создание полноценного молдавского государства, федеративного или конфедеративного, с участием Приднестровья также нереализуемо, поскольку все политические силы Молдавии, и правые, и левые, настаивают на унитарном государстве, что для приднестровских элит неприемлемо. В Молдавии есть умеренные националисты и радикальные румынские националисты, но нет политической силы, которая бы продвигала идею молдавской гражданской нации, так что с Приднестровьем просто некому договариваться. Вернуться в состав Молдавии Приднестровье не захочет, имея перед глазами в том числе пример Гагаузии, чья автономия практически ликвидирована.

У молдавского населения доминируют симпатии к России, а у молдавских элит доминирует тяга к Румынии и к Западу. Однако политики вынуждены считаться с настроениями электората. К тому же некоторые из них не хотят слияния с Румынией, понимая, что при таком варианте они лишатся всякого влияния. Так что им бы все же хотелось сохранить собственную страну.

Даже если после предстоящих выборов удастся сформировать новую коалицию, создать правительство и избрать президента, политический кризис преодолен не будет. Речь все равно пойдет об интеграции Молдавии в тот или иной большой проект. То ли это будет интеграционный проект на постсоветском пространстве, то ли румынизация с превращением республики в периферийное государство при Евросоюзе.