Хабаровский вокзал заполнен дембелями. Две сотни военнослужащих пытаются отправиться домой, отдав свой долг родине.
Костю Чудинова ждут в Пензе, его друга Романа - в Саратове, а Алексея Марченко - в Воронеже. Парни несколько суток добирались с Курильских островов на корабле, но на материке их ждала неожиданная засада: проездные документы не принимают, на поезда не сажают, в кассах билетов нет.
Разместившись в кассовом зале на вещмешках, они жуют чебуреки, стреляют "червонец до завтра" и ждут, что им скажут посыльные. К ночи солдат просят освободить помещение. Они уже три дня нормально не ели и не мылись. На наших глазах двое солдатиков отправились продавать коробку гречки, чтоб раздобыть денег. Гречка нынче в цене... Парням уже все равно, чем ехать - хоть почтово-багажным, хоть "товарняком", лишь бы скорее оказаться дома.
- Приказ об увольнении был с 9 ноября, но только 20-го вышли на корабле с Курил, - рассказывает Константин. - Минувшую ночь провели на пересыльном пункте. А теперь ждем, когда высокое воинское начальство договорится с начальством железнодорожным и нам дадут места в вагоне. Билетов на поезда в западном направлении нет.
-Дембеля обычно едут плацкартом, а таких вагонов через Хабаровск стало проходить совсем мало, - жалеет ребят дежурная по залу ожидания.
Вчера, казалось, их муки окончатся: подошел состав, который доставил на Дальний Восток новобранцев, и гурьба дембелей дружно кинулась к вагонам. Не тут-то было. Начальник поезда велел военнослужащим покинуть вагоны - якобы ему поступило такое распоряжение из Москвы.
Сопровождающие дембелей офицеры из части обескуражены: почти две сотни парней бродят неприкаянные по вокзалу, а начальник поезда, по их словам, требует от них по тысяче рублей с каждого, кто хочет уехать.
Офицеры нервно курят: жалко ребят. А ведь на днях с Курил прибудет еще большая партия дембелей, всего планируется уволить в запас около тысячи военнослужащих. Плюс три с половиной тысячи будут увольняться из Хабаровского края.
В Восточном военном округе о ситуации знают.
-Железная дорога оказалась не готова к такому наплыву демобилизованных, - считают здесь. Служба военных сообщений решает эту проблему с руководством Дальневосточной железной дороги. В ближайшее время им выделят дополнительные места или отдельный вагон, - так прокомментировал ситуацию пресс-секретарь командующего войсками Игорь Мугинов.
А еще говорят, такая неразбериха возникает потому, что на железнодорожных станциях уже нет должности военного коменданта, который заранее готовил и направлял железнодорожному ведомству списки отбывающих поездом, планируя число билетов, которые необходимо было оставить для военнослужащих.
В "дембельскую" проблему вынуждены были вмешаться прокуратура Восточного военного округа и транспортная прокуратура. По мнению последней, министерством обороны не исполняются условия госконтракта, заключенного 23 декабря 2009 года между минобороны и железнодорожным ведомством на воинские железнодорожные пассажирские перевозки. По этому контракту минобороны обязано своевременно предоставлять планы воинских пассажирских перевозок и заявки на резервирование мест для перевозки воинских команд. Например, на оформление 3 тысяч 288 билетов заявки от подразделений минобороны поступали лишь в день прибытия на вокзалы отправления либо не поступали вовсе.
Мы отыскали начальника спорного поезда в пустом штабном вагоне лежащим на полке и разглядывающим видео.
- Никого не возьму, - неохотно приподнялся на локте он. - Пойдем порожняком до Челябинска, - и сослался на приказ начальства из службы перевозок РЖД.
Военный эшелон отправился обратно порожним согласно договорным отношениям с министерством обороны. Оно заказало состав и оплатило в том числе и порожний пробег, - прокомментировал ситуацию начальник пресс-службы ДВЖД Денис Трипелец. - Мы не можем продать билеты в арендованный состав.