Если грядущей зимой вы захотите в очередной раз поругаться на городские власти за разъеденные солью ботинки, вспомните о канадцах. Им приходится не слаще. А город Квебек даже называют "столицей соляных рассолов".
Научные исследования на тему того, чем лучше посыпать дороги для предотвращения гололедицы, проводятся давно. Но ничего лучше технической соли пока, похоже, не изобретено. В Канаде ее ежегодно используют 10-12 миллионов тонн.
Другое дело, что в Канаде, как и в некоторых других странах, при строительстве в асфальт добавляют материал верглимит - смесь на основе хлористого кальция. Покрытия с этой добавкой способствуют таянию снега и льда. Правда, не все научные исследования доказывают правоту этого утверждения.
Все дороги в Стране кленового листа принадлежат государству. Деньги на заботу о состоянии покрытий и на дополнительное строительство выделяются из бюджетов различных уровней. Если трасса федерального значения - то правительством, если местного - то муниципальными властями. Сколько точно нужно выделить, вычисляют по формуле: сумма километров дорог, помноженная на стоимость содержания одного километра. В прошлом году средняя цена ухода за одним километром канадской дороги в зимний период составила 4600 канадских долларов (4510 американских).
Эти деньги поступают в специальные дорожные администрации, подчиняющиеся министерству транспорта. Их задача - повышать эффективность использования дорог и увеличивать их безопасность, тем самым снижая затраты на их эксплуатацию. Считается, что во многом поэтому уровень безопасности на автомобильном транспорте повышается из года в год. Об этом свидетельствует статистика: снижается число аварий из расчета на душу населения и на каждый миллиард общего пробега всех зарегистрированных в стране автомобилей.
Кстати, именно дорожные администрации несут ответственность за безопасность на дорогах. Но вместе с ними и водитель. Он обязан содержать свое транспортное средство в хорошем рабочем состоянии и надлежащим образом его оборудовать. Водитель самостоятельно принимает решение о снижении скорости до безопасной при соответствующих погодно-климатических условиях (снегопаде, метели, тумане) и состоянии проезжей части (снежном накате, гололеде). Адекватность его действий в первую очередь учитывается при разборе ДТП и определении виновных.
В некоторых канадских провинциях также учитывается, в какую резину была "обута" машина. Законодательство в этой области отличается в зависимости от региона. В северных краях, а также в провинциях Альберта и Саскачеван использовать шипованную резину можно круглый год. В большинстве других провинций это разрешено с октября по май. Срок может быть продлен в случае ранней или затянувшейся зимы. А летом ездить на зимней резине категорически запрещено. Самая удивительная в плане законов в этой области канадская провинция - Онтарио. Там на "шипах" можно кататься только с 1 октября по 30 апреля и только в северных районах Пэрри-Саунд и Ниписсинг. Проезд за пределами этих районов карается штрафом в 1000 канадских долларов (980 американских).