Совет Федерации одобрил недавно поправки в Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", которые отнесли туризм к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов госвласти. За скучной формулировкой открываются большие перспективы. Например, финансировать турпроекты регионы и федеральный центр станут в складчину.
Есть надежда и на то, что роскошные по архитектуре и ландшафту малые города России не будут отрезаны от российского и иностранного путешественника плохо проезжими дорогами. А будут дороги, чем черт не шутит, и до умирающих от разрухи самих "жемчужин" руки дойдут.
Ценители настоящей, не сусальной старины в один голос твердят: надо ехать в Торжок. Там и стиль, и дух, и природа... Не зацитирован древний городок турпиарщиками, не затоптан варварски напористыми любителями коллективных экскурсий. А новоторжские коты, выражением морд напоминающие питерских сфинксов! А псы, с улыбкой глядящие на туристов из-за заборов! В общем, нужно ехать и смотреть, с оговоркой: пока есть на что. Знаменитый зодчий Николай Львов оставил городу одну из лучших коллекций сохранившейся (не восстановленной после сноса) архитектуры классицизма. А еще Борисоглебский монастырь, ровесник Киевской Софии, величественный Спасо-Преображенский собор... По уютности, количеству церквей и живых архитектурных жемчужин Торжок соперничает с Суздалем. Вернее, мог бы соперничать. Торжокская классика, монастырские постройки находятся в ужасном состоянии. До недавнего времени не было гостиниц, где разместился бы большой автобус туристов.
Рядом с городом, как по иронии судьбы, расположилась деревня с многообещающим названием "Паника". Ну если и не паника, то неприятное чувство "облома" в самом Торжке доверчивого туриста посещает прямо на въезде. Огромный бильборд с изображением улыбчивого малыша лет пяти, который жестом изображает, мол, все классно. Это реклама vip-сауны. А почти в центре, где близко река и предчувствуется один из красивейших в России видов на монастырь, - реклама ломбарда с пятиэтажный дом. Кто и кому заложил город?
Замгубернатора Тверской области Олег Павлов на неудобные вопросы отвечает рефреном: "Денег не хватает", "У нас другие приоритеты". Пока журналисты пытались выяснить, что будет с архитектурными памятниками Торжка, Вышнего Волочка, самой Твери (там погибает прекрасный образец архитектуры 30-х годов прошлого века - Речной вокзал), господин Павлов несколько раз говорил про то, что "бюджет не резиновый":
- Нет государственной поддержки на уровне Федерации, которая бы включала гранты и помощь в содержании инфраструктуры. Нужно заставить государство понять, что туризм - очень доходная отрасль.
Теперь вот законодатели повернулись лицом к регионам, которым, может быть, и вправду не под силу только на собственные деньги ремонтировать и обихаживать запущенные города и дороги. Только поможет ли это культуре? К примеру, у заместителя губернатора Павлова к памятникам подход весьма практичный:
- Если эксперты скажут, что реставрация Речного вокзала стоит миллиард, - объясняет он свою позицию, - а "новодел" - 250 миллионов, то сами понимаете... Бюджет не резиновый.
От ответов на вопросы о культурном туризме второй человек в области вообще предпочитает изящно уходить, переводя разговор на охоту и рыбалку, рассказывая забавные истории об охотохозяйствах, которые завели в регионе российские ВИПы.
Похоже, что охота и рыбалка - это как раз и есть те самые "другие приоритеты". А если это так, то никакие поправки в закон не помогут древнему Торжку.