В пятницу Кущевский районный суд санкционировал арест подполковника милиции Александра Ходыча, возглавлявшего в последнее время местное подразделение по противодействию экстремизму краевого ГУВД.
Оперативники задержали его накануне недалеко от здания РОВД, и вмиг разлетевшаяся по райцентру информация имела эффект разорвавшейся бомбы, ибо Ходыч был здесь не просто влиятельным человеком, а считался "серым" кардиналом. Не стесняясь, разъезжал на дорогих иномарках и жил в шикарном особняке, расположенном, кстати, наискосок от дома Амедовых, где в ночь на пятое ноября произошла кровавая драма. В станице вскоре заговорили, что видеокамеры, установленные в милицейском дворе, почему-то как раз в это время оказались отключенными, а самого Ходыча накануне вечером якобы видели в ресторане вместе с Сергеем Цапком. Но даже когда последнего заподозрили в причастности к организации убийства 12 человек и объявили в розыск, подполковник продолжал держаться уверенно, напрочь отметая появившиеся слухи. Невозмутимость он сохранил и после ареста Цапка, рассказывая в интервью журналистам, что вплотную занимается расследованием свершившегося злодеяния.
Тем временем комиссия Генпрокуратуры, выехавшая в Кущевскую, выявила злоупотребления служебными полномочиями в действиях самого подполковника, которого уличили в присвоении автомобиля местного предпринимателя, вымогательстве еще одной иномарки и крупной суммы денег. Сообщения СМИ об этом едва не сорвали следственные действия в отношении подозреваемого: появилась информация, что он кинулся в бега... Суд санкционировал арест Ходыча, избрав подозреваемому меру пресечения в виде заключения под стражу. Следователи сообщили об обысках, проведенных по месту работы и жительства задержанного, о том, что в настоящее время проверяется причастность его к другим противоправным деяниям. Одно из них связано с обнаружением в кабинете главы Кущевского района Владимира Ханбекова аудиовидеопередающего устройства.
Тут надо пояснить, что Ханбеков был в числе тех, кто в отличие от многих не прятал голову, открыто заявляя о существовании в районе преступной группировки. Когда пять лет назад после разоблачительных публикаций в "РГ" в Кущевской проходила выездная коллегия ГУВД края, он прямо заявил: "Если система сохранится, то через некоторое время появятся новые всходы. Искоренить существующую группировку можно, достигнув главного принципа: неотвратимости наказания. И не надо утешать себя, что большинство уголовных дел возбуждено по незначительным фактам - кража мобильного телефона, вымогательство денег, хулиганство. Все это одна цепочка, которую необходимо разорвать".
С помощью влиятельных покровителей Сергею Цапку и его ближайшему окружению удалось уйти от ответа. Зато у Ханбекова начались неприятности. Искали негатив на строительной фирме, которую возглавлял до избрания главой: не вышло. Тогда решили попытаться подловить его на новом поприще.
- Им был нужен управляемый глава, а не тот, кто заявляет о существовании в районе преступной группировки, - говорит Владимир Сергеевич. - Попытки найти на меня компромат предпринимались неоднократно, поэтому приходилось быть бдительным. Когда в сентябре 2007 года уехал на экономический форум в Сочи, в кабинете, под потолком, установили "глазок", нацеленный как раз на мой стол. К подобным провокациям мои помощники были готовы, поэтому камеру быстро обнаружили. И когда я вернулся, тут же заявил об этом.
Подобное наблюдение может вестись только с разрешения суда, но, как подтвердил корреспонденту "РГ" председатель Кущевского райсуда Александр Яценко, санкций на установку видеоаудиоаппаратуры в кабинете главы района никто не давал. Однако возбужденное по данному факту уголовное дело вскоре закрыли, не потрудившись объяснить главе, чье "бдительное око" за ним наблюдало. Ханбекову оставалось лишь догадываться об этом. И вот теперь стало известно о возобновлении производства по тому уголовному делу, возбужденному в сентябре 2007 года. Следствием также проверяется причастность Александра Ходыча к совершению иных противоправных деяний, заявления о которых поступили в ходе недавнего личного приема, проведенного главой Следственного комитета России в станице Кущевской. По новой рассматриваются отказные материалы в отношении Сергея Цапка и его ближайших подвижников. Это и закрытые уголовные дела по заявлению фермеров о "бандитских наездах", и так и не возбужденное дело по факту избиения двух оперативников из Краснодара, приехавших с проверкой на принадлежащую семье Цапков агрофирму.
Под пристальное внимание попал весь цапковский агробизнес, при котором легально действовало некое охранное предприятие, где трудились практически все подозреваемые в причастности к убийству в доме Амедовых. В конце минувшей недели сотрудники СКП и МВД России провели обыски и выемку документов в компании, возглавляемой Надеждой Цапок. Правоохранители пока не сообщают, появились ли у них претензии к семейному бизнесу.
Арест Александра Ходыча также напрямую не связывают с громким делом об убийстве 12 человек. Сам он после задержания, сославшись на 51-ю статью Конституции, отказался от дачи показаний. О чем молчит и заговорит ли Ходыч, пока неизвестно, но губернатор Кубани Александр Ткачев на следующий день после его ареста заявил о необходимости пересмотреть подходы к работе правоохранительных органов. Глава края не исключил, что "ниточки поддержки тянутся и на краевой уровень". Он также признал факт, что один из подозреваемых в соучастии в убийстве был депутатом райсовета.
Речь идет о Сергее Цеповязе, избранном нынешней весной по Раздольненскому избирательному округу. Ранее там был депутатом Сергей Цапок, который в надежде на победу снова выставил свою кандидатуру.
Губернатор Ткачев отправил в отставку сразу троих заместителей главы Ейского района, назвав их работу "неудовлетворительной". Кадровая чехарда в этом районе началась в 2007 году, когда после пожара в доме престарелых станицы Камышеватской уволили здешнего главу. Его место занял Сергей Тулинов, попавшийся в прошлом году в Москве на крупной взятке. Пока шли следствие и суд, Тулинова не увольняли, а его обязанности исполнял назначенный из Краснодара чиновник. Доверия, судя по всему, он не оправдал: после того, как суд признал Тулинова виновным, приговорив к 7,5 года строгого режима, в освободившееся кресло был спешно дислоцирован Михаил Тимофеев, возглавлявший до этого Красноармейский район Кубани. После отставки сразу трех замов он получает карт-бланш в решении кадровых вопросов.