29.11.2010 17:15
    Поделиться

    Легендарная группа "Ария отметила 25-летний юбилей большим концертом

    Этот концерт начался задолго до объявленного времени и за многие километры от концертного зала.

    Уже в подмосковных электричках движущиеся к "Олимпийскому" пассажиры пели "Волю и разум", а забитые будущими зрителями ленты поднимающихся из метро "Проспект Мира" эскалаторов  задавали встречным распевный вопрос "кто видел Икара?" Народ предвкушал праздник - юбилей группы "Ария", 25 лет назад начавшей российский хард-рок.

    То, что рок "Арии" с самого начала был именно российским, не должно вызывать сомнений: музыканты, четверть века назад взявшиеся сочинять первые песни на русском под громовую бас-гитару, очень быстро освоили полновесные "металлические" формы и сразу же наполнили их  собственным содержанием. В песнях "Арии" никогда и не было целенаправленного давления на уши слушателей, чем брали некоторые западные мастера стиля, их гитары никогда не превращались в бензопилы, даже самые ударные  боевики группы запоминались, прежде всего, мелодиями. Русская песенная традиция великолепно ложилась на тяжелые гитарные риффы, а поэзии, которой насыщала эти мелодии Маргарита Пушкина, западный хэви-метал просто не знал.

     Инициатива "Арии" дала плодоносящие ростки: со временем уходившие из группы музыканты создавали свои коллективы, наследующие ее традиции - не упрощать мелодии, не экономить сил на текстах, держать усвоенный уровень исполнительского мастерства. Несколько лет назад  родился даже термин "семейка "Арии" - из ее участников и был составлен праздничный фестиваль.

    "Ария фест" начался без одной минуты семь - погасший в зале свет зрители встретили восторженным и удивленным вздохом (завсегдатаи рок и поп концертов знают, что эти шоу не то, что начинаются вовремя редко - они не начинаются вовремя никогда!) и тут же запели - на  видео-мониторах  по краям сцены  в сопровождении  своих мелодий в симфонической обработке задвигались герои дня.  Не успел закончиться клип, как с дымящейся сцены ударил барабан - юбиляров  пришли поздравить члены "семьи".

    Тон задали младшие братья, группы "Маврин" и "Артерия", и это был гитарный тон. Сергей Маврин и Сергей Терентьев (основатель "Артерии") были в разное время гитаристами "Арии" и  "Олимпийский" начинал волноваться, едва только в  поздравительных песнях приходило время  соло-гитар. Инструмент в руках Терентьева  звучал  все так же тонко и пронзительно, как когда-то в "Потерянном рае" из  альбома "Арии" "2000 и одна ночь" (зал ждал, но так и не дождался от Сергея и К этой красивейшей баллады), а  Маврин, объездивший в этом году с концертами, кажется, всю российскую глубинку, напомнил московской публике свою уникальную технику игры, которую фанаты прозвали "маврингом" - на "Моем времени" он заиграл соло правой рукой  в верхней части грифа, оставив левую приглушать струны  - и музыка обрела невозможные для соло-гитары скорость и тон.

    "Мастер", лидер которого Александр Грановский и записывал в 1985 вместе с   Владимиром Холстининым первые песни "Арии", имел все основания исполнить в концерте главную песню юбиляров. Но после  отыгранной в фирменном жестком ключе "Воли и разума", в финале сета группа исполнила свой старый боевик "Мастер" с рефреном "Мы не хотим быть чужим отраженьем" - и через 23 года после своего ухода из "Арии", в день ее юбилея, Грановский сделал акцент на собственной независимости.

    - Мы с Кипеловым проработали 17 лет, он значит для группы очень много. Валеру до сих пор считают лицом "Арии". Жаль, когда-то мы не смогли найти правильный подход друг к другу, но сегодня все обиды позади, нам очень приятно общаться и надо смотреть вперед - может, и придумаем что-то вместе...

    Что имел в виду бас-гитарист "Арии" Виталий Дубинин, произнося эти слова перед концертом? Как бы там ни было, Валерий Кипелов, многолетний голос "Арии", покинувший группу в 2002-м и пять лет назад не нашедший времени поздравить ее с двадцатилетием, стал одним из главных действующих лиц четырехчасового концерта. Отпев сет с группой, носящей его фамилию, он в своем фирменном стиле влетел на сцену, когда там уже была сама "Ария" и гитара Дубинина задавала ураганный темп легендарному "Герою асфальта". "Твой дом стал для тебя тюрьмой / Для тех кто в доме - ты чужой / Ты был наивен и ждал перемен…" - слова этого гимна  свободы и непокорности народ подхватил в едином порыве - так же как и в 1988-м, впервые услышав его - и с этого момента зал уже не присел. Высокий, звенящий голос Кипелова  легко перекрывал барабанный бой и  басовый гром, позволяя нам слушать отлитые в "металле" слова Маргариты Пушкиной. "Баллада о древнерусском воине",  "Колизей", "Осколок льда", "Штиль", "Бой продолжается", "Замкнутый круг" - "Ария" предложила "Олимпийскому" программу the best: от такого добра, что накопила группа за 25 лет творческой работы не было нужды искать еще какого-то добра.  Сегодняшний франтмен "Арии" брутальный Артур Беркут и Кипелов меняли друг друга, пели дуэтом,  хотя уместнее слово "трио" - забитый до отказа "Олимпийский" пропевал все до одной песни "Арии" с первого до последнего слова. А под самый конец концерта на сцене стало так же тесно как и в зале: слова "Дай жару! - чтоб знали, как делать дело!" вышли спеть все участники шоу.

    Ну что ж, за "Арией" дело не заржавеет - по словам Дубинина песни к новому, одиннадцатому по счету альбому группы, уже написаны.

    Поделиться