В необычном формате прошла первая встреча журналистов с Исааком Калиной, недавно возглавившим столичный департамент образования. Она больше напоминала собрание журналистов-родителей. Как выяснилось, вскоре такие же собрания ждут родителей-экономистов, юристов, строителей...
Во многих городах уже действуют родительские советы, а на уровне субъектов - подобные ассоциации. Но, как правило, в таких объединениях профессиональный потенциал мам и пап не востребован. И зря, считает Калина. По его мнению, при каждом управлении столичного департамента образования необходимо создавать экспертно-консультативные советы из родителей (7-10 человек), которые являются в своей области профессионалами. Польза от них может быть большой. Во-первых, при дополнительной поддержке специалистов разработка различных правил и нормативов пошла бы быстрее и качественней. Во-вторых, мамы и папы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы эти правила были наиболее оптимальными. Ведь определяя, скажем, из каких блюд должен состоять школьный обед, они станут держать в голове не только среднестатистического ученика, но и родное чадо, вспоминать, почему тот отказывается от столовских котлет. В эффективности "коллективного разума" глава департамента убедился после того, как на сайте ведомства был вывешен на всеобщее обозрение проект порядка приема в первый класс. "Глубина комментариев родителей удивила, - признался он. - В документе они нашли пустоты и противоречия, которые из окна департамента не видны, но зато очевидны для тех, кто водит ребенка в школу". Именно государственно-общественное управление и должно стать эффективным инструментом в модернизации столичного образования. "Пока родительское сообщество будет ощущать себя бесправным, в системе образования мало что изменится", - считает Калина.
Прежде всего, считает он, система образования должна стать для семьи абсолютно прозрачной. И в этом деле должны помочь сайты школ и детсадов. Пока же страничку в Интернете имеет далеко не каждое учреждение, но если даже она и "открыта", то информацией не богата. Назвал Исаак Калина и другие задачи. Например, необходимо, чтобы у каждого первоклассника нормальная школа располагалась в шаговой доступности. Многие же родители вынуждены возить детей за тридевять земель. Ревизия "непопулярных" школ уже началась. Специалисты выяснят, почему их обходят стороной родители и что там нужно сделать для наведения порядка.
К тому же у старшеклассников должен быть реальный выбор направления обучения, обеспеченный и педагогами соответствующего уровня, и оборудованием. Одно дело, если речь идет о специализированной школе, где программа изначально заточена, например, под углубленное изучение математики. И другое - общеобразовательные школы, где старшеклассники могут выбирать лишь между двумя классами: один - для тех, "у кого получается решать задачки", другой - для тех, кто в этом не преуспел. Вариативность специализации должна быть гораздо шире, подчеркнул Калина.
И третье - нехватка мест в детские сады. В сентябре этого года в очереди стояли 28 тысяч малышей. Чтобы они побыстрее стали детсадовцами, у системы, считает Калина, есть внутренние резервы. Но и строительство садиков также продолжится.
Кстати
Редакция "РГ" предлагает родителям принять участие в обсуждении проблем московского образования. Предложения будут переданы в департамент образования Москвы.