Современному человеку не стоит удивляться, если однажды милый голос в телефоне сообщит: "К нам поступил заказ от вашей подруги, она попросила перед вами извиниться за то, что она забыла, что у вас день рождения".
Судя по обилию объявлений в Интернете об этой услуге, быть прощенным нынче в моде. Сорри-центры появились чуть ли не в каждом городе. За что извиняется современный россиянин? В чем кроется опасность извинений через посредника? И есть ли спрос на новую услугу? Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этих вопросах.
"Если вы поссорились с любимой, забыли о чьем-то дне рождения, опоздали на встречу, наговорили обидных слов... Вам стыдно и не хватает духа извиниться? А может быть, ваша гордость не дает сделать первый шаг?.. Попросите об этом нас! Мы составим текст, по желанию его оформим и доставим по e-mail, по почте или другим доступным способом. Возможно, оригинальным", - обещает агентство извинений Sorry.
- На каком этаже вы живете? - воодушевленно поинтересовалась представитель агентства Светлана.
- Мы сейчас начали практиковать промышленный альпинизм. Вы спускаетесь с крыши на альпинистском снаряжении, стучите в окошечко. Если боитесь, то за вас спустится наш человек, в стихотворной форме извинится за вас. Чтобы для принимающего извинение это не было шоком, с ним присутствует наш менеджер, который говорит, что сейчас будет сюрприз от вашего имени. Стоит это от 10 до 15 тысяч.
В общем-то вариант спуститься с крыши и постучать в окошечко мне вполне подходил. Жаль, что агентство с его креативными представителями оказалось в Кемеровской области.
- Далековато, - тоже загрустила Светлана. - Тогда остается только по телефону. В стихотворной форме мы извинимся от вашего имени.
Извинение по телефону стоит в Новокузнецке 300 рублей. Можно использовать и экономвариант (200 рублей) - извинение по электронной почте. Это же агентство кроме извинений практикует поздравления и признания в любви. Поздравления почему-то обходятся дороже признания. Если признание в любви при личной встрече стоит 700 рублей, то поздравление при той же личной встрече на 300 рублей дороже. Вероятно, сообщить "Мария, Иван просил передать, что любит вас безмерно" куда проще, чем зачитать поздравление в стихах. Те же услуги, но с вручением букета, на 500 рублей дороже.
Наталия Янкина из Екатеринбурга скоро отметит год со дня своего первого извинения.
- Наверное, это лучшее, что я умею делать, - смущенно признается она. - Как-то мой молодой человек шутя предложил: давай сделаем службу извинений. А я давно мечтала людям помогать, но даже не думала, что можно помочь, извиняясь за кого-то.
Наташе - тридцать один. В службе извинений она единственный сотрудник, иногда, правда, работает с помощником. Недавно Наталия попыталась взять в помощь себе профессионального психолога, но после собеседований разочаровалась в представителях этой специальности.
- Вроде профессия благородная - людям помогать, а у них на первом месте оплата, - сокрушается она, - первым делом спрашивали: "Сколько платить будете?"
Главный специалист по извинениям сожалеет, что сейчас заказов на повинность в Екатеринбурге стало меньше.
- Наверное, люди стесняются самовыражаться, - предполагает Наташа.
Однажды Наталии пришлось не извиняться, а признаваться в любви. Мужчине. Реакция его напрочь смутила Наташу, он чуть не расплакался. Позже, правда, выяснилось, что сообщить о своих чувствах самостоятельно заказчице помешало наличие мужа. В другой раз Наташа по просьбе клиента напомнила его другу о том, что есть такие понятия, как любовь и верность. Оказалось, жена клиента изменяла ему с этим другом.
- Мне было очень неприятно, - признается Наталия. - Скажу откровенно: есть опасность быть посредником в сомнительных делах. Но я к заказам отношусь очень серьезно, и случается, что некоторые не принимаю.
- За что чаще всего просят прощения ваши клиенты?
- За вспыльчивость, - отвечает она.
Однако, по мнению психолога Ольги Маховской, извинение через посредника может восприниматься лишь как некоторый знак внимания.
- Это какой-то облегченный вариант, неглубокое раскаяние, - убеждена она. - Такой ловкий ход: извинился, но при этом не готов признавать масштабы бедствия. Нет, с одной стороны, приятно, что люди начинают осознавать важность этой акции. Культура общения у нас амбициозная, и извинение иногда приравнивается к унижению. Считается, что если человек извиняется - это сразу понижает его статус, делает его слабым. Особенно это касается мужчин, которые очень блюдут свою доминантность и не понимают, что вовремя сказанное извинение может изменить жизнь. С другой стороны, смущает технологичность, и большой вопрос - от души ли принесено извинение.
- Я не согласна, что это коммерциализация, - возражает Наталия Янкина. - Искренность не купишь и не продашь. Очень жалко, что сейчас в мире все сводится именно к этому "купить-продать". Разучились люди ответственности. Поэтому мы нужны сейчас, именно в это время. Чтобы хоть как-то сгладить отношения, сохранить их, а не усугубить. Люди сейчас друг друга не слышат. Вырастает какая-то стена, выстроенная ими самими же. Я думаю, что с нашей помощью они скорее услышат друг друга.
- Понимаете, - протестует Ольга Маховская, - исследований, которые бы показали, что человеку с комплексами такой сервис помогает сделать первый шаг и после этого у него начинается жизнь совсем другая, нет. Я бы отнесла эти услуги к приколам. На мой взгляд, они формируют этакое облегченное отношение к жизни и к отношениям. Мы не хотим страдать, не хотим напрягаться, мы хотим, чтобы жизнь была комфортной, чтобы нигде не кололо и не жало. Эти установки на легкую жизнь очень сильны в молодежной среде, и это вызывает опасения.
- Вы зря говорите - мы облегчаем задачу клиента, - отвечает Наталия. - Вот, например, надо тебе сделать признание искреннее, чтобы его оценили. Но иногда человек бывает не готов выслушивать, плохо себя чувствует, не расположен. А благодаря посредническим услугам человек не упустит эту возможность, сможет подготовиться. Одна девушка уходила из семьи из-за нелепой обиды, а после моего звонка осталась, - вспоминает Наталия свои победы. - Меня это так потрясло, я не ожидала такого эффекта!
- Объясните, почему все-таки нельзя то же самое, но без вас?
- В этом и есть вся изюминка, таинственность, загадка, - горячо убеждает меня Янкина. - Есть время, чтобы какую-то недосказанность оставить на потом, чтобы после дополнить ее своим присутствием. Особенно это оценили те, кто хоть раз попробовал.
- Вам всегда открывают дверь?
- Дверь-то открывают, но случается, что с недовольным лицом, - говорит руководитель службы извинений. - Однажды очень сердитая и надутая девушка кое-как согласилась меня выслушать, на ее лице читалось: "Ладно, уж так и быть, послушаю".
- И все равно лично мне было бы неприятно получить такое дежурное, поставленное на поток извинение-поздравление-признание, - резюмирует психолог Ольга Маховская. - Хотя я к таким услугам отношусь спокойно: не хочешь - не бери.