Снег и гололедица на дорогах для шведов, которые во всем любят порядок и продуманность, долгое время оставались одной из самых болезненных проблем.
Но пять лет назад наконец было найдено ловкое и недорогое решение. В Швеции уверены, что сахар сможет спасти дороги зимой.
"Сахарный проект" в 2005 году предложила исследовательница с острова Готланд Руна Калбом. По ее расчетам, смесь соли и сахара воздействует на снег и гололедицу намного эффективнее, а вред от такой комбинации гораздо меньше. На тестирование проекта были выделены средства из государственного бюджета, но на национальном уровне это новшество еще не применяется.
Руководители проекта не перестают восхищаться своей находкой и говорят о ее преимуществах. Горан Габриельссон, возглавляющий "Сахарный проект", рассказал, что ежегодный ущерб от ржавчины, вызванной солью, составляет около 90 миллиардов крон в год. Сахар же значительно снижает воздействие едких солей. Тем не менее полностью заменить соль сахаром не получится. Структура сахара значительно жестче, и за счет этого дорожное покрытие замораживается не так быстро, как после использования соли. Но его действие без добавления соли сводится практически к нулю. Поэтому сахар заменит 25-50 процентов используемой соли.
Пока сладкая замена соли практически всем устраивает сердобольных шведов. Единственное, что еще предстоит выяснить: как на сахарные дороги отреагируют дикие животные. Исследователи очень беспокоятся, что олени и лоси начнут слизывать сахар, тем самым создавая проблемы для водителей.
Однако для того, чтобы шведская зима прошла без особых происшествий, одного сахара мало. Важно чтобы и водители с ответственностью относились к состоянию своего автомобиля и вовремя меняли протекторы. В законе некоторых коммун (в основном в северной части Швеции) даже прописано, что каждый водитель с 1 декабря по 31 марта обязан менять летние шины на зимние. При этом для сознательных шведов существуют бонусы: за неделю до официального перехода на зимнюю резину некоторые автосервисы предлагают бесплатные услуги по замене шин.
Существуют и другие варианты. Например, круглогодичные колеса. Но их разрешается использовать только на юге страны, где редко бывают сильные морозы.