Оптимизировав логистику, то есть рационально выстроив цепочку поставки всех компонентов товара на всех этапах, реально снизить общую цену процентов на 25 или больше. Этим проблемам и был посвящен "круглый стол" "Логистика - рычаг эффективности международных автомобильных перевозок" в рамках прошедшей в Москве "Транспортной недели".
Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса Александр Шерстнев отметил, что современная транспортная система претерпевает качественные и структурные изменения, в которой логистика занимает одну из основных позиций. Выход экономики из кризиса обусловил рост спроса на логистические, в частности транспортно-экспедиторские услуги. "В настоящее время вопросы конкуренции в автомобильных международных перевозках проявляются в яркой степени, а акценты в транспортной политике переходят с валовых на структурные показатели", - подчеркнул А. Шерстнев. Проще говоря, важнее стало не сколько доставить, а как и за сколько.
На пленарном заседании форума "Транспорт России" глава минтранса Игорь Левитин сообщил, что на отечественном рынке действует около 300 тысяч хозяйствующих субъектов с автопарком более 5,2 млн единиц и штатом водителей около 6 млн человек. Но этот рынок нельзя назвать эффективным. Что подтверждает такой факт. Рынок автоперевозок в РФ оценивается в 8 млрд евро в год, но российские перевозчики осваивают только 3 млрд, а остальные достаются иностранным.
И вроде бы, как заметил президент АСМАП Евгений Москвичев, "у нас сейчас условия сказочные, чтобы развиваться". Действительно, доступен лизинг, принимается адекватное законодательство по транспортному налогу. Но, например, логистический оператор CSNS/RLS -Logistics, как сообщил представитель компании Кирилл Власов, только в 40% случаев поручает доставку российским перевозчикам. Остальную долю делят поровну прибалтийские и белорусские: соотношение цена-качество у них более приемлемое.
Высокие тарифы на грузоперевозки в России обусловлены слабым развитием инфраструктуры, возрастом автомобилей и как следствие большим потреблением топлива, солидными вложениями в ремонт и техобслуживание. И хотя издержки грузоперевозчиков в России ниже, чем в Европе, перевозки становятся все более дорогими. Отечественные перевозчики, как правило, включают в свои ставки риск порожнего пробега из-за ошибок планирования и возможного отсутствия груза в обратную сторону (особенно это касается перевозок с востока на запад). Плюс ко всему, по данным IRU, 40% времени в пути водители проводят в очередях на границах, а взятки чиновникам разных мастей и сотрудникам контролирующих органов достигают почти трети от суммы фрахта...
Судя по эмоциональному выступлению гендиректора ОАО "Лорри" Юрия Ступака, самый неприятный момент в международной перевозке - именно пересечение границы. "Мы годами говорим про простои на границе, - сказал он, - меняются руководители ФТС, начальники приграничных таможен, а ситуация на границе незыблема. Теперь придумали строить там автомобильные логистические накопители (АЛН) якобы с кафе, туалетами и прочими удобствами для водителей. Не по тому пути идем! Сделайте так, чтобы фура пересекала границу за 15 минут, тогда там не нужно ни кафе, ни сортиров!"
Минувшим летом Ступак сам сел за баранку грузовика и проехал из Германии до Екатеринбурга. Ситуация на МАПП Терехово - Бурачки его поразила. "Четыре года назад с российской стороны 6 таможенников, оформляя бумажные ГТД, пропускали за смену 240 авто, 480 в сутки. Нынче, с развитием электронного декларирования, 12 инспекторов оформляют за смену 150 машин, в сутки 300. Оказывается, инспектор должен ввести информацию об автопоезде в 12 разных компьютерных программ, открывая их по очереди. На все это уходит час!" В общей сложности "шофер" Ю. Ступак ждал въезда в российскую зону таможенного контроля 26 часов...
Оставляет желать лучшего и состояние транспортного законодательства, регулирующего рынок экспедиторских и автотранспортных услуг. Срочно требуется принятие закона "Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности". А еще больше трех лет перевозчики ждут от минтранса новых правил перевозок грузов автотранспортом. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) принят в ноябре 2007 года, а правил перевозок грузов, которые, согласно требованиям ст. 3 УАТиГНЭТ, обязано принять правительство РФ на основании этого устава, до сих пор нет.
А на основании старых правил, принятых в 1969 году, в 2010-м далеко не уедешь.