30.11.2010 01:00
    Рубрика:

    Правительство собирается создать целостную систему государственного контроля

    Власть собирается создать целостную систему государственного контроля

    Правительство поправит более чем 60 федеральных законов, регулирующих основные виды экономической деятельности, начиная от оказания услуг потребителям до естественных монополий, чтобы окончательно навести порядок в деятельности контрольно-надзорных органов.

    Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению. Как отмечают разработчики документа, вносимые изменения направлены на формирование целостной системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации. Кроме того, они должны способствовать реализации мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля.

    Общественные организации бизнеса встретили инициативы на ура, посчитав, что документ технический и всего лишь приводит в соответствие положения отраслевых законов, с нормами Закона 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...". Эксперты в области права считают, что в случае принятия законопроекта последствия будут крайне неприятными для бизнеса. По их мнению, предлагаемые изменения окончательно развязывают руки проверяющему органу и полностью выхолащивают нормы 294-ФЗ.

    "Благими намерениями вымощена дорога в ад, - говорит Владимир Рябинников, генеральный директор "Рябинников и партнеры". - Именно такая фраза употребляется для обозначения случаев, когда попытки осуществления самых гуманных и благих задач приводят (по недальновидности, недосмотру, неумению и т.п.) - к совершенно обратным и даже деструктивным последствиям.

    Изменения, которые вносятся в более чем 60 федеральных законов, регулирующих основные виды экономической деятельности, призваны создать целостную систему государственного контроля (надзора) в РФ и способствовать реализации мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на просторах нашей Родины. И если с первой частью поставленных задач все более или менее удачно - изменения консолидируют надзорные функции в руках федеральной власти, оставляя возможность контроля не только за предпринимателями, но и за проверяющими на региональном и муниципальном уровнях. То вот с реализацией мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все обстоит иначе...".

    Вносимые поправки, по мнению эксперта, полностью "обезвреживают" Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...". Они затрагивают одну из существенных преград на пути злоупотреблений со стороны проверяющих органов, предусмотренную п.12 ст. 9 и п. 16 ст. 10 ФЗ-294 от 26.12.2008, обязанность уведомить проверяемого о предстоящей проверке. "Новые инициативы прямо предусматривают недопущение уведомления проверяемого о проведении внеплановой проверки, что возвращает нас к состоянию дел до принятия вышеупомянутого федерального закона", - отметил Владимир Рябинников.

    Предлагаемые изменения, по словам эксперта, окончательно развязывают руки проверяющему органу в безграничном использовании п. 12 ст. 10 закона. При малейшем подозрении на то, что "обнаружены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами", а также "в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер", государственный орган контроля "вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно". При этом обязанность согласования таких действий с органами прокуратуры считается исполненной "посредством направления документов в органы прокуратуры в течение 24 часов".

    "Если обратить внимание на условия, при которых прокуратура должна отказать в проведении внеплановой выездной проверки, обусловленные п. 11 ст. 10, то становится понятно, что прокуратура откажет исключительно при несоблюдении формальностей подачи типовой формы заявления о согласовании проверки, - пояснил Владимир Рябинников. -Таким образом, закон особенно больно бьет по малому и среднему бизнесу. Ведь теперь для осуществления внеплановой выездной проверки предпринимателя достаточно простого письменного заявления потребителя, не подкрепленного никакими договорными отношениями с компанией, против которой оно пишется".

    Хотелось бы отметить, что, по данным минэкономразвития, сегодня большинство проверок и так приходится на малый бизнес - 54% от общего числа проведенных проверок. Причем для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок.

    Кстати, бизнесу, по мнению экспертов, также необходимо обратить внимание, и на то, что поправки существенно пересматривают положения Закона "О защите прав потребителей". Как отметила Ульяна Гоголишвили-Нефедова, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", именно на защиту потребителя направлены предлагаемые изменения, они касаются государственного надзора в области защиты его прав. "Эта тема касается каждого, - говорит Ульяна Гоголишвили-Нефедова. - Потребитель, в отличие от бизнесмена, приобретает товар или услугу для себя лично, поэтому именно он - самая уязвимая сторона, и его права должны быть защищены в наибольшей степени. Авторы законопроекта предлагают сделать понятие государственного надзора более развернутым и расширить полномочия надзорных органов. Например, поручить им не только выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, но и составление протоколов об административных правонарушениях, то есть, по сути, привлечение к ответственности нарушителей".

    Помимо этого, по словам эксперта, представители госнадзора в случае принятия документа получают возможность иметь активную позицию в судебных делах. "Они смогут самостоятельно обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, а не играть, пассивную роль привлеченных к участию", - отметила Ульяна Гоголишвили-Нефедова.

    Конечно, законопроект несет и положительные моменты. Он оставляет возможность контроля не только за предпринимателями, но и за проверяющими на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, он убирает двойное толкование законодательных норм.

    Как рассказал "РБГ" Александр Галушка, вице-президент общественной организации "Деловая Россия", сегодня многие недобросовестные чиновники в зависимости от своей выгоды используют нормы отраслевых законов, в которых основания для проведения проверок их частота и т.д. отличаются от закона 294-ФЗ. Законопроект, по мнению эксперта, эти лазейки закрывает. Изменения, уточняют виды и уровни государственного надзора, его содержание и порядок осуществления. Устраняются избыточные формы мероприятий по контролю и полномочия органов государственного надзора, а также предусматривается организация и поведение проверок при осуществлении государственного надзора в различных сферах.

    Говоря о проверках в целом, Александр Галушка отметил, что давление на бизнес стало слабее, но все равно его уровень еще слишком высок. "На наш взгляд, решить проблему можно путем наделения общественных организаций правом подавать иски от имени своих членов, - считает вице-президент Деловой России. - Если местный чиновник злоупотребляет своими полномочиями, спорить с ним должен не предприниматель, который там живет и работает, а общественная организация, членом которой он является. Потому что, например, когда предприниматель из Новосибирска спорит с мэром Новосибирска, это одно, а когда его интересы отстаивает общественная организация из Москвы, это совсем другое".