30.11.2010 00:20
    Рубрика:

    Президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов: Конкуренцию невозможно создать искусственно

    Конкуренцию невозможно создать искусственно

    На мысль написать эту заметку меня натолкнула конференция "Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса", участником которой я стал в прошлую пятницу. И мне, как и многим другим участникам этого мероприятия, показалось, что посвящено оно было преимущественно бизнесу крупному. О малом говорилось как-то вскользь.

    Это ошибка.

    Конкуренция, конечно, регулируется нормативно-правовыми актами. Конкуренцию можно подстегивать различными программами, как федеральными, так и региональными. На пути у конкуренции можно ставить и снимать заслоны. Но создать ее искусственным образом - невозможно.

    Конкуренцию рождает большое число субъектов предпринимательской деятельности. А количественно с малым бизнесом не может соперничать ни средний, ни крупный. И хотя конкурировать с более крупными коллегами по цеху малому предпринимателю сложно, но он конкурирует. В торговле. В услугах. В инновациях. В целом ряде важнейших отраслей, среди которых здравоохранение, ЖКХ и даже, представьте себе, промышленное производство.

    Конкурентная среда формируется под влиянием многих условий. И в каждом регионе они свои, в чем-то уникальные. Потому что и сами регионы очень разные. И именно механизмы, заложенные на уровне субъектов, в региональных программах развития конкуренции, должны создавать условия для улучшения конкурентной среды. Но, к сожалению, на практике так получается далеко не всегда. Программы зачастую составляются в чиновничьих кабинетах, за закрытыми дверьми, без участия бизнес-сообщества. И не только программы, но и нормативная база. Принятие таких актов без должных консультаций порождают серьезнейшие последствия - от наделения контролирующих органов необъемными полномочиями (171-ФЗ) до значительного увеличения налоговой нагрузки (212-ФЗ).

    Но это не единственное, что деформирует конкурентную среду. На нее оказывает серьезное влияние практически любая проблема малого бизнеса. Судите сами. Непроизводственные издержки бьют по конкурентоспособности предприятий. И чем меньше бизнес, тем меньше у него шансов перейти от формы выживания к развитию и росту. Это раз.

    Во-вторых, извечная проблема подавляющего большинства малых предприятий - недоступность инфраструктуры. И речь не только о помещениях, но и о специальных объектах - бизнес-инкубаторах, промпарках, центрах промышленного дизайна и т.д. Это мешает диверсификации малого бизнеса. У нас большое число отраслевых ниш, в которых уровень конкуренции откровенно низкий именно из-за слабого присутствия в них малых компаний. Например, сфера инноваций. Во всем мире их двигателем являются малые компании.

    Третья тема - вмешательство государства в конкурентную среду, что приводит к искажению рынка. Конечно, речь о распространенной практике "своизма". В частности, именно его проявления привели к такому состоянию мелкорозничной торговли в столице, которое не устраивает ни новое руководство города, ни жителей столицы, ни, поверьте, и самих предпринимателей, который были вынуждены арендовать земельные участки у аффилированных с чиновниками компаний.

    Четвертая тема - исполнение законодательства чиновниками всех уровней. Неисполнение законодательных норм стало визитной карточкой наших чиновников, особенно на местах. Мы тут сами себе хозяева, исполняем законы как хотим. Тут-то малые компании и узнают, что, например, имущество выкупить они не могут, ведь оно уже передано МУП, или стоимость выкупа попросту неподъемна.

    Список проблем можно продолжать долго. Это и действия монополистов, и искажение системы саморегулирования во многих регионах, и информационный вакуум, в котором приходится существовать огромному числу малых предприятий.

    Помимо этого сейчас большинство компаний попросту не отвечают требованиям экономики. Крупные компании частенько жалуются, мол, и рады бы отдать на аутсорсинг те или иные производственные циклы, но где те малые предприятия, которые за них возьмутся. Которые составят бурлящий слой конкурирующих друг с другом компаний, которые в борьбе за заказ головного предприятия будут работать на повышение качества вкупе со снижением себестоимости продукта. Но, как показывает опыт КИП "Мастер", когда есть реальный заказ, когда есть большое желание головной компании (в данном случае КамАЗа) и региональных властей (а в Татарстане развитие малого бизнеса - один из основных приоритетов), то все "срастается". И новые предприятия появляются. Были бы условия.