В последнюю неделю говядина в оптовом звене подорожала на 28 процентов, сообщил вчера на пресс-конференции в Москве президент Союза предприятий мясной отрасли Андрей Быканов.
Это связано, по его мнению, с тем, что квоты на импорт этого вида мяса полностью выбраны. И на оптовом рынке обнаружился дефицит говядины. Зато телятины много - аграрии не хотят ставить бычков на откорм.
Впрочем, далеко не всегда такие коллизии оптового рынка приводят к соответствующим переменам на розничном. Мясо в большом количестве потребляют всевозможные колбасные предприятия, а они, возможно, придумают, как дотянуть до нового года и новых квот без импортной говядины.
Еще одним "возмутителем спокойствия" на конференции стал руководитель экспертного совета общественной организации "Сельская Россия" Дмитрий Ларионов. Он заявил, что сетевых магазинов в деревне нет. И очень часто рост цен на продукты в деревенских торговых точках оказывается значительно выше, чем в среднем по стране. То есть те, кто, по идее, продовольствие производит, чувствуют и дефицит, и рост цен на него.
Однако, как заверил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский, сложностей с насыщением торговли какими-либо продовольственными товарами нет. И признал, что декабрь - золотой для производителей и торговцев месяц, перед Новым годом некоторые продтовары дают 20-60 процентов годового оборота. По его словам, накануне он нанес визиты в несколько крупных торговых сетей, которые входят в АКОРТ, и убедился, что запасы товаров велики. А что касается цен на товары из продовольственной корзины, то они, заявил он, ссылаясь на Росстат, в среднем растут на 0,1 процента за неделю. "А я Росстату верю", - признался исполнительный директор АКОРТ.
Вообще-то организаторы пресс-конференции собрали экспертов для того, чтобы те дали ответ на вопрос: почему всего за пять месяцев, с мая по октябрь, цены на пищу выросли в стране на 10,5 процента. И следует ли в ближайшей перспективе ждать в супермаркетах и на рынках ценового ралли. Но эксперты почти единодушно высказались в том духе, что одних видов продовольствия у нас достаточно, а другие в нужном количестве закупаются на мировом рынке. И цены в России растут вовсе не так сильно, чтобы кричать "Караул!".
Председатель общественного совета при министерстве сельского хозяйства Андрей Даниленко полагает, что рост цен в 2010 году - это "коррекция с учетом инфляции". В 2008 году цены на продовольствие резко выросли, в 2009 некоторые из них даже опустились вниз, а вот теперь рыночный маятник качнулся в противоположную сторону. Засуха, по его мнению, тоже оказала влияние на рынок. "Но дефицита продовольственного зерна мы не видим, - заявил Андрей Даниленко, - и по ценам на него еще не вышли на высший уровень 2008 года". Относительно возможного подорожания фуражного (кормового) зерна у председателя общественного совета при минсельхозе тоже нет серьезных опасений. Отвечая на соответствующий вопрос корреспондента "Российской газеты", он сообщил, что в прошлом году рентабельность в индустриальном птицеводстве и свиноводстве достигала 40 процентов. И теперь, даже если цены на зерно поднимутся до высшей точки 2008 года (а это почти на треть больше, чем сейчас), рентабельность в этой самой "демократичной" отрасли животноводства просто снизится до 25 процентов. Это означает, что, по мнению Андрея Даниленко, производители смирятся со снижением прибыли, и роста цен сверх инфляции на мясо птицы в ближайшие месяцы ждать не приходится.
Даже в производстве молока - самой тяжкой отрасли российского животноводства - сейчас, по словам Андрея Даниленко, довольно стабильное положение. Объем производства молока чуть выше, чем в прошлом году, объем производства говядины - чуть ниже. А это значит, что аграрии не стали резать молочные стада на мясо, как того опасались эксперты летом, на пике засухи. Дело в том, что закупочные цены на молоко сейчас держатся на достаточно приемлемом для аграриев среднем уровне в 14,5 рубля за килограмм. А средняя розничная цена пастеризованного молока составляет 31,5 рубля. При этом Андрей Даниленко оговорился, что "вилка" цен очень велика - пакет молока можно купить и за 20 рублей, и за 80 рублей. И тем не менее сравнение средних величин показывает: доля агрария в доходе от продажи молока возросла до 40-45 процентов. А несколько лет назад она была меньше 30 процентов, что приводило к постоянному сокращению стада. Коров резали, попросту говоря. Сейчас стадо сокращается только в личных подсобных хозяйствах. А на крупных индустриальных предприятиях - нет. Но, по словам Андрея Даниленко, производство говядины (в отличие от мяса птицы) развивается все-таки медленно, и, образно говоря, цыпленок на рынке оказывается все сильнее и сильнее, чем бык. Но на обеспеченности населения белковой пищей негативно это якобы не сказывается.