Новости

01.12.2010 00:59
Рубрика: Власть

Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

Уважаемые граждане России!

Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!

Год назад в этом зале я представил свою политическую стратегию: опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе.

Эти процессы, модернизация в нашей стране начались в непростое для всего мира время - время глобального кризиса, а минувшим летом мы столкнулись с аномальной жарой и пожарами. Но, несмотря на трудности, нам удалось сделать в целом немало. И я благодарю всех, кто внес свою лепту в обновление нашего общества.

Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада, и в этом году экономический рост составит около 4 процентов. Несмотря на повышение цен на продовольствие, а оно, к сожалению, произошло во всем мире, мы не допустили скачка инфляции. Задача на трехлетнюю перспективу - снизить ее до 4-5 процентов в год.

Чтобы смягчить последствия засухи, сельскому хозяйству было выделено почти 150 млрд рублей. Принятые решения должны стабилизировать ситуацию в этой важнейшей сфере, помочь сельским жителям и не допустить падения уровня жизни людей в пострадавших регионах. Исполнение этих поручений я продолжу контролировать лично.

Численность безработных сейчас составляет около 5 млн человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в конце 2008 года.

После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике. К сожалению, бюджетный дефицит еще очень высок. Чтобы он не стал препятствием для развития, мы будем его снижать. Такие же обязательства взяли на себя все ведущие страны мира.

Конечно, ситуация в экономике еще сложная. Не все последствия кризиса преодолены. Нужно об этом сказать прямо. Но выполнение наших социальных обязательств останется безусловным.

Реальные доходы населения за прошедшие месяцы выросли примерно на 5 процентов. На следующий год предусмотрено повышение зарплат бюджетникам. Выполняются целевые программы обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих.

Мы находим возможности ежегодно повышать пенсии. Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена. Однако общий уровень пенсий, конечно, еще мал.

Чтобы поднять пенсии и провести модернизацию здравоохранения, мы пошли на целый ряд непростых решений, включая увеличение обязательных страховых взносов. Об этом сейчас довольно много говорят, но нам надо найти возможность смягчить отрицательные последствия этой меры для предпринимательской деятельности. В этом контексте я принял следующее решение. Для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26 процентов.

В течение этого года мы целенаправленно занимались реализацией проектов по главным направлениям технологической модернизации. Наша цель - повысить к 2020 году энергоэффективность экономики на 40 процентов. Эта цель реалистична и достижима, я в этом абсолютно уверен. Это приведет и к снижению затрат предприятий, и к экономии личных средств граждан в первую очередь, что, может быть, самое главное, по оплате услуг ЖКХ. Совсем недавно мы этот вопрос обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальный сектор, нужно активнее привлекать частный капитал. Необходимые поручения на эту тему я уже дал.

Отмечу также и то, что у нас есть определенные успехи в развитии высоких технологий. Так, отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей. Сейчас в стране строятся девять энергоблоков, при этом Россия реализует также проекты в Индии, Иране, Китае, в других странах. За три последние года заказы атомной промышленности машиностроению выросли до 10 раз, а по сравнению с 2005 годом - в 25 раз. Это хорошая цифра. Это, безусловно, и доходы для бюджета, и прямая выгода для всех работников этой отрасли.

Еще одна тема. В мировой рейтинг (так называемый топ-500) суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем. В следующем году производительность отечественного суперкомпьютера "Ломоносов" возрастет более чем в 2,5 раза, и он станет одной из самых мощных вычислительных машин мира. До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Возможности ГЛОНАСС теперь будут служить массовому пользователю.

Уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов. Мы построим более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания. В текущем году мы "научили" Всемирную сеть русскому языку. Это важно просто даже для нашей страны. Доменная зона ".рф" открыта и быстро набирает популярность. Я считаю, что это тоже наше достижение.

Кроме того, мы приступили к реализации новой стратегии развития российской фармацевтики. В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причем увеличена радикально - с 20 до 50 процентов, а инновационных препаратов - до 60 процентов. Это повысит доступность лекарств для населения. Надеюсь, что и рост их экспорта сделается важной статьей доходов нашей страны.

Самый известный наш инновационный проект - это центр в Сколкове. Я выступил с этой инициативой меньше года назад. Сейчас этот проект уже становится реальностью. Есть земля, есть управленческая команда, есть, наконец, специальный закон, который устанавливает уникальные преференции для тех, кто будет заниматься этим проектом. Наконец, есть конкретные предложения от частных и государственных компаний, которые готовы начать работу уже сегодня.

Я хотел бы подчеркнуть, что налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям.

Кроме того, в ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 млрд рублей. Это тоже немалые деньги. Но в случае удачной работы нам следует увеличить финансирование этой программы.

Еще один очень важный для нас проект - это превращение Москвы в крупный международный финансовый центр. Ответственность за его реализацию лежит и на федеральных структурах, и на городском правительстве, и на новом мэре Москвы. К этой работе подключились крупнейшие российские и зарубежные финансовые институты. Я уверен, что у нас здесь есть также неплохие шансы на успех. Причем выгоды от эффективного финансового рынка будут очевидны как для граждан, так и для компаний, которые смогут пользоваться всем набором современных финансовых услуг, и, разумеется, для всей России за счет притока капиталов и налогов, полученных от расширения экономической деятельности.

Сделано действительно многое, если, конечно, измерять масштабами одного года. Но надеюсь, что все понимают, это самое-самое начало. Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей.

Поручаю правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации. А это всем известное повышение энергоэффективности нашей экономики, развитие новых энергетических, информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий. От успеха во всех этих проектах зависит качество жизни наших людей.

Уважаемые коллеги!

Все, что я сейчас говорил, модернизация - это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи. Ведь модернизация осуществляется прежде всего для них. Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас.

Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу.

Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития. И именно поэтому в нынешнем Послании я уделю этой теме самое главное внимание и подробно остановлюсь на том, что, на мой взгляд, требует новых решений и подходов.

Прежде всего о мерах по улучшению демографической ситуации. По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Это, кстати замечу, один из лучших показателей в мире. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта "Здоровье" и других мер социальной поддержки семей.

Мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго, но должны понимать, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин так называемого репродуктивного возраста значительно сократится. И это серьезная угроза, это вызов для всей нашей нации.

Что необходимо делать?

Первое. Мы должны повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям, развивать программу "Родового сертификата" и систему восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела. Надо также увеличить господдержку лечения бесплодия с применением в том числе технологий экстракорпорального оплодотворения.

Второе. Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников. На эти цели путем софинансирования региональных программ уже со следующего года должны быть направлены значительные ресурсы. Не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, должны пойти на развитие детской медицины. Это большая сумма. Практически она может составить до 100 млрд рублей за два года.

Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них. Я поручаю, начиная с 2011 года, проводить их углубленную диспансеризацию.

Особое внимание нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике у них туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. На эти цели также нужно направлять необходимые средства.

Третий и весьма принципиальный вопрос - поддержка молодых и многодетных семей. Одна из самых острых проблем (она остается таковой) - это жилье. С 2008 года законом разрешено использовать "материнский капитал" на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, договоры по которым заключены по 31 декабря 2010 года включительно, то есть не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Этим уже воспользовались почти 250 тысяч наших граждан. Ну а рынок жилья получил дополнительный стимул к развитию, что немаловажно в посткризисный период. Считаю, что со следующего года нужно сделать эту норму постоянно действующей.

Четвертое. По мнению экспертов, главный путь преодоления демографического кризиса - это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми. Не так давно я видел в Интернете любопытную информацию о проведении в Алтайском крае интересной социальной рекламы. Простая идея, но, на мой взгляд, весьма симпатичная, - рассказать, кто из наших знаменитостей, составляющих славу России граждан, был третьим ребенком в семье. Среди них Николай Некрасов, Антон Чехов, Юрий Гагарин, Анна Ахматова. Без этих великих людей, без их творчества и свершений мир был бы другим, человечество обеднело бы нравственно и культурно.

Поэтому я считаю, что для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования. В некоторых регионах, например, насколько я знаю, в Ивановской области, при рождении третьего ребенка решили бесплатно выделять земельный участок под строительство жилого дома или дачи. Это очень правильная мера и пример в то же время для других территорий.

Считаю целесообразным сделать эту практику повсеместной. Поручаю Правительству совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка. Такая норма, конечно, может вводиться поэтапно, с учетом специфики территорий.

В регионах могут применяться и другие формы поддержки многодетных семей. Так, в Ульяновской области молодым семьям при рождении третьего и последующих детей выдается сертификат на 100 тыс. рублей. Предлагаю руководителям всех субъектов Федерации подумать и о региональном "материнском капитале". Мера, безусловно, затратная, зависит от состояния дел конкретной территории, но результаты того стоят.

Пятое. Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции, в частности, увеличить размер налогового вычета до 3 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего. Поручаю Правительству дать соответствующие предложения, а также подготовить меры по увеличению налоговых вычетов для всех семей с детьми, отменив при этом так называемые стандартные вычеты. Они для абсолютного большинства наших граждан приобрели уже просто символический характер.

Шестое. Сегодня многие фонды, средства массовой информации организуют прямой сбор средств для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Есть и бизнесмены, которые без всякой саморекламы, что, может быть, особенно важно, поддерживают дома ребенка, интернаты, вкладывают деньги в детский спорт и досуг. Чтобы поддержать такие инициативы, мы уже не первый год совершенствуем законодательство о благотворительной деятельности, однако проблемы в этой сфере остаются. К примеру, повторная благотворительная помощь ребенку, даже тяжелобольному, включается в налогооблагаемую базу родителей. Это несправедливо.

Средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, должны быть полностью исключены из налогооблагаемого дохода. Я рассчитываю, что Государственная Дума примет соответствующий закон в короткие сроки. Судя по аплодисментам, это так и будет.

Седьмое. Очень болезненный для молодых семей вопрос - вопрос о детских садах, о местах в детских садах. Куда бы я ни приезжал, где бы я ни был, практически всегда во время встреч с людьми мне задают этот вопрос. На начало года в очереди в детские сады стояло 1 миллион 684 тысячи детей. В эту очередь записываются зачастую, по сути, до рождения ребенка. И именно из-за нехватки детских садов молодые семьи часто откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком.

В этом контексте поручаю сделать следующее.

Во-первых - во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. При этом названные требования должны быть обоснованными и реализуемыми. Я уже говорил об этом, они не должны быть избыточными.

Во-вторых - поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.

В-третьих - для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Уважаемые коллеги!

Вот уже два года мы вручаем учрежденный по моей инициативе орден "Родительская слава". Среди награжденных отцы и матери не только собственных, но и приемных детей. Мы по праву гордимся такими семьями. И должен откровенно вам признаться, даже само общение с ними доставляет откровенную радость, когда они приходят сюда, в Кремль, за получением этих государственных наград.

К сожалению, в нашей стране еще 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного - семейного тепла. И нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие "брошенные дети" уходило из нашей жизни. Органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. Вообще "ничьих" детей в нашей стране быть не должно.

Серьезной проблемой остаются так называемые коррекционные детские дома. Они, к сожалению, больше работают на изоляцию детей, нежели на их социализацию. Поэтому за тем, что здесь происходит, должны наблюдать не только государственные службы, но и гражданское общество. При каждом доме ребенка, в детских домах и коррекционных учреждениях необходимо создать попечительские советы, которые будут работать максимально открыто.

Наконец, нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей. Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов за посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования.

Наша политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах. Декларация прав ребенка, утвержденная Ассамблеей Организации Объединенных Наций, провозгласила, что "человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет". А Конвенция о правах ребенка установила приоритетность интересов детей перед интересами общества и государства.

В 2009 году при президенте был создан институт Уполномоченного по правам ребенка. Работы у него, мягко говоря, хватает. Минувшим летом, скажем, были зафиксированы примеры грубейшего нарушения норм безопасности в учреждениях детского летнего отдыха. Это привело к заболеваниям детей, а в ряде случаев к их гибели. Необходимо предотвратить саму возможность повторения подобного.

И местные администрации, и органы надзора должны заранее, то есть практически сейчас, позаботиться о подготовке к следующему летнему сезону. Этими вопросами должны заниматься и Уполномоченные по правам ребенка, которые есть уже в 58 регионах нашей страны. Я, кстати, полагаю, что этот институт мог бы быть создан практически в любом субъекте нашей страны, нашей Федерации.

Поистине страшная проблема - насилие в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. Только вдумайтесь в эту цифру! Многие факты просто переворачивают душу. Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы. Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом.

В прошлом году мы ужесточили наказание за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Но профилактика такой преступности не менее важна. Считаю, нужно раз и навсегда закрыть доступ в образовательные и воспитательные учреждения тем, кто был осужден за любые насильственные преступления или вовлекал детей и подростков в преступную деятельность. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям.

Соответствующий законопроект, с дополнениями в Трудовой кодекс, внесен в Государственную Думу и, я надеюсь, будет принят до конца года.

Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!

Беречь жизнь и здоровье ребенка - это прямая обязанность его родных и близких. Тем ужаснее, когда насилие в отношении ребенка происходит в семье. Известно, что жестокость порождает встречную жестокость. Дети ведь усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем, конечно, переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в собственную семью. Долг всего общества - сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи. Я знаю, что в ряде регионов созданы кризисные центры для оказания помощи в случаях семейного насилия. Опыт такой работы накоплен и в Санкт-Петербурге, и в Оренбургской области, и в Ханты-Мансийском автономном округе и должен быть взят на вооружение во всех регионах нашего государства.

Не могу не сказать еще об одной проблеме. У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями. Излишне добавлять, насколько остро эта проблема стоит для детей. Даже поездка в школу для ребенка-инвалида часто превращается в пытку. Найти автобус, приспособленный для перевозки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - целая проблема. Подъем на колясках в жилых домах, в учреждениях - чаще всего просто невозможен. Хотя, надо признаться, новые дома (то, что я вижу) строятся уже с учетом новых стандартов.

Между тем многие из тех, кто имеет ограничения по здоровью, достигают самых высоких спортивных и творческих результатов, составляя поистине славу России. Один из таких примеров - блестящие результаты наших паралимпийцев. Но такое происходит скорее наперекор обстоятельствам, а не благодаря системным мерам, предпринятым государством и обществом. Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы "Доступная среда".

Воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. В ходе реализации инициативы "Наша новая школа" уже обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. Важно и то, что в Год учителя у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки. Кроме того, учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны. В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более 2 млрд рублей. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы.

"Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать", - говорил когда-то Уинстон Черчилль. Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии. Поэтому, на мой взгляд, требуется уделить внимание следующему.

Первое. В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего - видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов - это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес.

Второе. Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей.

Третье. Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что "никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети". Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах.

И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, учителя должны в этом разбираться.

Четвертое. Воспитание детей - это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Нам необходимо создать новые, качественные фильмы, и они должны быть интересны современным детям. Давайте вспомним, какое влияние на развитие целых поколений оказывала, к примеру, захватывающая научная фантастика (мы все читали ее), которая увлекала ребят и звала совершать собственные открытия. Целое поколение выросло на этих книжках.

Пятое. Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и сформируют навыки поведения в самых сложных условиях.

Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат. В этот год, год юбилея Победы, они многим помогли узнать места захоронения своих близких. В таких экспедициях молодежь действительно получает навыки истинного патриотизма, не показного, а истинного.

Я давал Правительству поручение активизировать поисковую работу, привести в порядок воинские памятники, мемориалы. У нас еще не все с этим благополучно. Но я считаю, что все власти должны заниматься этим постоянно, а не только в юбилейный год - такой, как идет сейчас.

Шестое. Стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. "Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей", - отмечал еще Лев Толстой. Между тем в России 80 процентов граждан не занимаются физкультурой и спортом - четыре пятых населения.

У нас один из самых высоких в мире уровней курения в стране. При этом возраст приобщения к табаку и алкоголю постоянно снижается. Так вот те, кто продает алкогольную продукцию несовершеннолетним, должны помнить, что за этим последуют санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Я надеюсь, эта поддержка (аплодисменты. - Прим.) также означает, что законопроект, касающийся ответственности за такие продажи, который сегодня находится на рассмотрении в Государственной Думе, будет в самом скором времени принят.

Здоровье нации, ее будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы оставим детям. Несмотря на уникальность и богатство российской природы, ее состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным. Решать эту проблему можно, лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере.

Уже в ближайшее время требуется сделать следующее.

Первое. Оценить реальное состояние всех загрязненных территорий и рассматривать этот уровень в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба.

Некоторые эксперты также считают необходимым провести так называемую экологическую амнистию при условии, что предприятие примет на себя жесткие обязательства по экологическому оздоровлению производства и той территории, где оно работает. Я полагаю, эта идея разумная. Тех, кто реализует эти программы, не просто подготовил, а тех, кто эти программы реально исполняет, тех, кто вкладывает деньги в это, не нужно "давить" штрафами, мешая исправить ситуацию. Напротив, здесь нужно поощрять и максимально применять механизм частно-государственного партнерства. Я поручаю Правительству подготовить предложения на эту тему.

Второе. Правительству необходимо разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий. Это основа для деятельности органов власти и установления требований к производственным объектам. И, кстати, что немаловажно, это и четкий ориентир для общества, для наших граждан, для наших партнеров из других государств.

Третье. Свою решающую, принципиальную роль в охране окружающей среды должно сыграть наше гражданское общество. Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово. Наверное, отчасти это действительно так. Поэтому (и я уже об этом тоже говорил) чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования. И надо учесть это в новых образовательных стандартах.

Четвертое. Качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий, соответственно, должно стать критерием оценки эффективности органов власти на местах. Я поручаю главам субъектов Федерации ежегодно предоставлять доклады об экологии в их регионе. Население территорий должно иметь об этом полную и абсолютно достоверную информацию.

Что касается неправительственных экологических организаций, то с теми, кто реально заботится о сохранении природной среды, надо еще до строительства производственных и инфраструктурных объектов вести обстоятельный диалог и находить взаимоприемлемые решения.

Завершая тему, подчеркну: детство и юность - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Дух новаторства, желание делать что-либо новое, дерзость мысли - все это сегодня очень нужно нашей стране. И мы очень рассчитываем на энергию и амбиции молодых, на их желание работать сообща и вместе добиваться поставленных целей.

Уважаемые депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации!

Модернизация создает умную экономику, но модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления жизни общества. Нам необходимы новые стандарты в деятельности органов госуправления и оказании публичных услуг, высокое качество работы судебной и правоохранительной системы, современные формы участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов.

Для этого я предлагаю сделать следующие шаги.

Первое. Надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Подчеркиваю: каждодневных. Понимание того, что чиновники служат народу, а не "вершат его судьбы" - основа демократического устройства. Для гражданина ведь государство - это чиновник, к которому он пришел на прием, судья, который принял решение по его делу, участковый или налоговый инспектор и любой из облеченных властью решать его проблемы, все присутствующие в этом зале. Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача - улучшать условия жизни людей.

Мы оптимизируем систему оказания государственных и муниципальных услуг. Уже сегодня во многих регионах можно, не выходя из дома, подать электронное заявление на получение паспорта, узнать размер своих пенсионных накоплений. Поставить же на учет личный транспорт, пройти техосмотр, получить водительские права сегодня можно вне зависимости от места постоянной регистрации гражданина, но в пределах своего региона.

Таким образом, часть новых правил уже действует, хотя (я не буду скрывать, знаю, мне пишут об этом) у людей есть претензии к тому, как работает эта система. Надо ее налаживать дальше.

Остальные правила вступят в силу в следующем году или через год. Важнейшее из этих правил - соблюдение принципа одного окна. Люди не должны собирать бумажки, бегая по разным присутственным местам, как, например, кстати, это приходится делать тем же самым родителям, которые хотят воспользоваться установленными законом мерами поддержки для своих детей.

Необходимо законодательно ввести ответственность должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг, а также за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами. Я поручаю правительству представить такие предложения в месячный срок.

Второе. Модернизируя систему государственных услуг, надо обратить особое внимание на социальные услуги населению. Считаю, что мы должны активнее подключать к их оказанию некоммерческие организации. Они зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию. Я полагаю, что участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными, и, что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате.

Федеральным ведомствам нужно разработать четкую и прозрачную систему отбора НКО для выполнения таких функций. Выбирать нужно зарекомендовавшие себя организации, которые пользуются настоящим доверием у населения, работают не первый год, или созданы на базе организаций, которые до того имели соответствующий опыт. Я поручаю Правительству доработать нормативно-правовую базу участия некоммерческих организаций в системе оказания государственных социальных услуг. При этом расширить использование конкурсных механизмов их финансирования.

Третье. В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер. Вообще в целом надо поощрять, а не лишать поддержки регионы, которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций. Однако этого тем не менее все равно мало.

Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения.

Четвертое. Органы власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Это только кажется, что имущество не бывает лишним. На самом деле управление избыточной собственностью требует много сил, времени, а зачастую, и все присутствующие тоже об этом знают, немало средств, но что хуже всего, нередко становится источником коррупции.

В этом году я подписал Указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий. По моему поручению Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации - повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, причем серьезные инвестиции, а доходы от приватизации использовать прежде всего на модернизацию нашей экономики. Соответствующие решения надо принять и на региональном, и на местном уровне. Закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов Российской Федерации определяет: в собственности региональных властей может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий. Соответственно, иные объекты собственности должны быть приватизированы. Органы власти не должны быть владельцами "заводов, газет, пароходов". Каждый должен заниматься своим делом.

Пятое. Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан.

Все эти звенья, безусловно, тесно связаны, и реформировать нужно всю систему, а не отдельные институты. Именно поэтому наряду с развитием законодательства о судебной системе, что мы делали и продолжаем делать, мы начали проведение реформы МВД. И на законодательном уровне создаем условия для повышения качества работы следствия и прокуратуры. Этому служат и внесенные мною в Государственную Думу законопроекты "О полиции" и "О Следственном комитете". Сегодня не только федеральные, но и региональные, и муниципальные руководители обязаны готовиться к эффективной реализации этих новых актов. В них действительно много нового. При этом не прятаться по кабинетам и наблюдать за тем, как на их территории растет и наглеет криминал. Они должны делать все, чтобы люди не боялись за свою жизнь и жизнь своих близких; не опасались потерять свое здоровье, имущество и человеческое достоинство.

За последнее время, к сожалению, произошел целый ряд трагических событий, в результате которых погибли, были убиты наши граждане. Их причинами являются, в том числе, и расхлябанность в деятельности правоохранительных и других властных органов, зачастую их прямое сращивание с криминалом. По одному из таких эпизодов я принял решение освободить от должности начальника ГУВД Краснодарского края, а Генеральной прокуратуре, ФСБ, Следственному комитету - внести предложения об ответственности тех лиц, которые работали на соответствующих участках деятельности и которые обеспечивали правопорядок.

Шестое. В прошлом Послании я говорил о необходимости совершенствования уголовного законодательства. О том, что это законодательство должно быть жестким, но в то же время современным и гуманным в разумном смысле этого слова, а восстановление справедливости посредством правосудия и защита прав потерпевших не должны приводить к пополнению преступного мира большим количеством новых кадров. Я еще раз подчеркну: санкция за нетяжкие, малозначительные преступления должна быть по возможности не связана с лишением свободы. Это, кстати, особенно актуально в тех случаях, когда речь идет о молодых людях, о подростках, о тех, кто впервые нарушил закон.

Сегодня я внесу в Государственную Думу закон, который позволит суду применять дифференцированный подход при назначении наказания. По целому ряду составов преступлений будут исключены нижние пределы санкций. У суда появится возможность более широко применять такие альтернативные меры наказания, как штраф и принудительные работы. Но главное, чтобы в отсутствие нижнего предела уголовной санкции суды не воспринимали верхний предел как единственный ориентир при назначении наказания. Ведь сила суда не в жесткости, а в неотвратимости и справедливости наказания, а миссия правосудия - не только карать, но и исправлять.

Седьмое. Нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией. Считаю, что мы должны самым внимательным образом анализировать исполнение уже принятых решений и двигаться дальше. Опыт показывает, что даже угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников. Представляется, что в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивны. Поэтому коммерческий подкуп, дача и получение взятки могут наказываться штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки.

Фактически сформировался и такой вид преступного промысла, как посредничество во взяточничестве. Вокруг судов и других государственных органов, все это отлично знают, вьется множество проходимцев, заверяющих, что они знают, как решить любое дело, кому и сколько для этого "занести". Я считаю, что посредничество во взяточничестве, так же как и кратный размер штрафа, необходимо внести в уголовный закон.

Восьмое. Еще одна тема, которую я хотел бы поднять. Я не буду сейчас "демонизировать" известный всем 94-й закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и "откаты", и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках - более продуманной и более современной.

Полагаю также, что обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. На специальном интернет-портале нужно предварительно публиковать информацию о таких планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям.

На ближайшие три года нужно определить прогнозные планы закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний, а в дальнейшем по мере возможности расширить горизонт прогнозирования на 5-7 лет. В этом случае и инвесторы, и исследователи будут точно знать, что результаты их труда востребованы.

Большую роль в увеличении спроса на новейшие технологии может сыграть и модернизация армии. Это может нравиться или не нравиться, но в разные периоды истории науку и технологии вперед двигали именно потребности безопасности, инвестиции государства в новые технические решения в области обороны.

Сегодня перед нами стоит фундаментальная задача создания новой высокотехнологичной мобильной армии. Мы идем на то, чтобы потратить на эти цели более 20 трлн рублей. Это большие деньги. Но такие вложения вдвойне эффективны, если в итоге дадут нам технологии так называемого двойного назначения - помогут модернизировать производство и развивать фундаментальные и прикладные исследования и университетскую науку. Поэтому мы создаем специальную структуру, которая будет заниматься поиском и разработкой прорывных технологий для "оборонки". Такие структуры, вы знаете, есть в других странах. Рассчитываем, что многие из них найдут применение в повседневной жизни.

Девятое. Важнейший показатель качества жизни людей - это качество политической системы. Для ее совершенствования на федеральном и региональном уровне был принят целый ряд решений. Стоя на этой трибуне, в 2008 году я сформулировал 10 позиций и в 2009 году я сформулировал 10 позиций по совершенствованию нашей политической системы и демократии. Еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в обсуждении этих инициатив, всех депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Однако на уровне местного самоуправления нам требуются дополнительные шаги. Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Я предлагаю сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы, на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями. Следует сделать их ближе к повседневной жизни наших граждан. Это еще один шаг по укреплению демократической власти, главной задачей которой остается достойная жизнь наших людей.

Таким образом, выборы в Государственную Думу в декабре следующего года пройдут уже в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях.

Десятое. Мы все вместе, здесь присутствующие, провели широкое обсуждение закона "О полиции", что, на мой взгляд, как минимум дало некоторые неплохие результаты. Сейчас по аналогии с ним будет обсуждаться закон "Об образовании". Я считаю, что такую практику нужно расширять, а организация общественных слушаний (так, как это было по закону "О полиции") должна иметь соответствующую процедуру. Поручаю Администрации Президента подготовить и внести предложения до конца текущего года о том, как осуществлять подобного рода слушания.

Уважаемые коллеги!

Развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. Мы взяли курс на глубокую модернизацию Вооруженных Сил, на проведение в них системных, значимых преобразований. Уже обновлен боевой состав Вооруженных Сил, система боеготовности, управления и материально-технического обеспечения войск. Вновь регулярными и, что немаловажно, масштабными стали наши боевые учения. Сформированы четыре военных округа вместо шести. В рамках Госпрограммы вооружения до 20-го года войска оснащаются современной техникой.

Какие задачи еще предстоит решить?

Первое. В следующем году особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Они должны действовать под единым управлением стратегического командования.

Второе. Современной России, безусловно, нужны и современные армия и флот, компактные и мобильные войска, которые укомплектованы новейшим оружием и высококлассными специалистами. Это требует и серьезных средств (объемы этих средств я только что назвал), и новых решений, подчас непростых. При этом нужно выполнить все обязательства перед людьми, которые выбрали для себя армейскую службу: прежде всего решить их жилищный вопрос в запланированные сроки.

Третье. Армия должна освободиться от непрофильных задач и несвойственных ей функций. Эти функции нужно передать гражданским организациям, сосредоточить внимание прежде всего на самой боевой учебе. Ведь молодой человек идет в армию всего на один год, а программа обучения военному делу не становится легче. Необходимо, чтобы она была освоена любым молодым человеком в полном объеме.

Четвертое. Мы не только занимаемся развитием наших Вооруженных Сил, но и развиваем международное сотрудничество в сфере безопасности. Россия готова совместно с заинтересованными государствами работать над укреплением механизмов противодействия ракетному распространению. Недавно на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне я поделился своими соображениями о формировании возможной архитектуры европейской ПРО, которая сопрягает потенциалы России и Североатлантического альянса и обеспечивает защиту всех стран Европы от ракетных ударов. Уже дан старт совместной проработке всего комплекса связанных с этим вопросов. Это, безусловно, позитивное развитие. Но в этом зале я хотел бы открыто сказать, что в ближайшее десятилетие нас ждет следующая альтернатива: или мы достигнем согласия по противоракетной обороне и создадим полноценный совместный механизм сотрудничества, или же (если нам не удастся выйти на конструктивную договоренность) начнется новый виток гонки вооружений. И нам придется принимать решение о размещении новых ударных средств. Совершенно очевидно, что этот сценарий был бы очень тяжелым.

В Лиссабоне были приняты решения о выстраивании современного партнерства, основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Мы определились, как мы будем работать и над созданием единого пространства мира и безопасности в Евроатлантике. Это позволяет с оптимизмом, осторожным оптимизмом во всяком случае, оценивать и перспективы работы над российской инициативой Договора о европейской безопасности.

Пятое. Нам необходимо наращивать экономическую дипломатию, прямо соотнося ее результаты с практической отдачей для модернизации, прежде всего для модернизации. Внешняя политика должна выражаться сейчас не только в ракетах, но и в конкретных и понятных нашим гражданам достижениях: в создании на территории России совместных предприятий и появлении качественных, недорогих товаров, в увеличении числа современных рабочих мест и упрощении визового режима.

Я отмечу, что такой прагматичный подход находит понимание у наших зарубежных партнеров, они готовы делиться и своим опытом инновационного развития. Я считаю, что нам нужно адресно работать и с теми странами, и с теми компаниями, которые к этому готовы. Благодаря такой взаимной заинтересованности у нас уже складываются, по сути, модернизационные партнерства, скажем, с Германией и Францией. Большой потенциал в наращивании инновационной составляющей сотрудничества с Китаем, Индией, Бразилией, Республикой Корея, Сингапуром, Японией, Канадой, Италией, Финляндией, Украиной, Казахстаном, некоторыми другими странами. Эти партнерства будут ориентированы на пять приоритетов технологической модернизации России.

Существенный резерв в достижении этих целей я вижу в расширении сотрудничества с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки. Механизмы российско-американского партнерства нужно использовать для налаживания полномасштабного экономического сотрудничества, улучшения инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий.

Соглашение между Россией и Евросоюзом "Партнерство для модернизации", мы эту идею сформулировали как раз ровно год назад, должно работать по следующим трем направлениям.

Во-первых, это взаимный обмен технологиями, гармонизация технических норм и регламентов, практическое содействие Евросоюза во вступлении России в ВТО.

Во-вторых, это упрощение визового режима с близкой перспективой его полной отмены.

И, в-третьих, это значительное расширение профессиональных и академических обменов. Именно в этом ключе на следующей неделе я и буду вести разговор с нашими партнерами в Брюсселе на саммите Россия-Евросоюз.

Шестое. Крайне актуальна задача региональной интеграции России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. Надо активнее использовать потенциал российского участия в форуме АТЭС, на других форумах, они недавно как раз прошли. Расширение связей с государствами региона приобретает для нас стратегический характер. Это, кстати, хорошо видно на примере наших отношений с Китаем. Беспрецедентно высокий уровень двустороннего сотрудничества проецируется и на наше партнерство на международной арене и, в свою очередь, отражается на росте авторитета и влияния таких объединений, как БРИК и ШОС. Серьезный резерв мы имеем и в развитии долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества со странами Латинской Америки и Африки.

Седьмое. Особым и приоритетным направлением нашей внешней политики, конечно, остается пространство СНГ и действующие на нем структуры - ЕврАзЭС, ОДКБ. Мы уже сформировали Таможенный союз и создаем Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС, апробируем при этом современные интеграционные схемы и концепции эффективной экономической кооперации. В конечном счете мы должны действовать в направлении формирования Единого экономического пространства - от Арктики до Тихого океана, на всей территории Евразии.

Восьмое. Россия, опираясь на свой уникальный опыт, технические и кадровые ресурсы, может стать инициатором глобальной и трансъевропейской системы борьбы с чрезвычайными ситуациями. Около полугода назад, на саммите "большой двадцатки", я выдвинул инициативу по объединению усилий в целях сохранения морской среды от разливов нефти. Теперь нужно вплотную подойти к нашей основной задаче - обмену наилучшими практиками в этой сфере и предотвращению или ликвидации последствий разливов нефти.

И последнее из международных вопросов. Следует энергичнее налаживать международное взаимодействие в борьбе с пиратством. Мы выдвинули инициативу о создании международного механизма для суда над пиратами. Считаем, что это поможет решить вопрос привлечения пиратов к уголовной ответственности, ведь одним из ключевых побудительных факторов пиратства все еще остается самый главный - безнаказанность пиратов.

Я жду от внешнеполитического ведомства конкретных результатов работы на всех этих направлениях.

Дорогие друзья!

Нам вместе предстоит реализовывать те планы, о которых я сегодня сказал. Я не сомневаюсь нисколько в том, что мы справимся, я верю в вашу поддержку. И сейчас добавлю лишь несколько слов, которые обычно не пишут в официальных документах, но слова эти, может быть, самые важные.

Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И по большому счету все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас. Чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России.

Я уверен, так и будет!

Текст Послания взят с сайта www.kremlin.ru

Шаг за шагом

Сразу после оглашения президентского Послания помощник президента Аркадий Дворкович пояснил конкретные шаги, которые будут сделаны. В первую очередь в Думе появятся "детские" законы - в течение месяца, остальные попадут в парламент в весеннюю сессию, кроме закона о госзакупках, над которым нужно еще поработать.

Дворкович рассказал, что еще в августе глава государства определился, что тема детей будет одной из главных. Вопрос обсуждался в экспертных кругах и интернет-сообществе с сентября до конца ноября. Правки в документ вносились даже накануне вечером. Президент сам давал указания по каждому разделу, и неоднократно, - в том числе с этим связаны чуть более поздние сроки оглашения Послания, чем раньше.

Послание очень конкретное, считает Дворкович: "В нем есть несколько десятков инициатив и предложений, которые можно было бы реализовать быстро, не надо готовить программные документы, можно идти и работать. И это очень хороший итог для этого года".

"Послание стало сочетанием абсолютно конкретных решений, которые реализуют те стратегические планы, которые были объявлены в 2008 и 2009 годах", - продолжил он. Его нельзя рассматривать в отрыве от того, что было сделано в текущем режиме. Так, было подписано два поручения по итогам работы последних двух месяцев - по поддержке пожилых людей. И именно с этим связано то, что этот блок не был широко освещен в Послании. То же самое и с ЖКХ.

В Послании можно выделить четыре основных блока тем. Первая и главная - это поддержка семей, предоставление детям возможностей для самореализации. Второе - это модернизация. "Президент говорил о том, что было сделано, поскольку планы все уже известны", - пояснил помощник главы государства. Третье - это изменения в политической и правовой системе - госзакупки, распределение источников доходов между регионами и активность НКО. И четвертый блок - это безопасность государства - внутренняя и внешняя - прежде всего сотрудничество с партнерами, как организациями, так и странами, для решения задач модернизации в интересах глобальной безопасности.

Но главной все же стала детская тема. "Она является для президента очень и очень важной", - повторил Дворкович. По его словам, предыдущее Послание было направлено в адрес активной части общества, но модернизация не является пока главной темой для всех. А в этом Послании необходимо было сделать акцент на такой теме, которой не уделяли пока значительного внимания, такого внимания, как модернизации. А ведь результатами модернизации прежде всего воспользуются наши дети. Дворкович сообщил, что 27 декабря состоится совместное заседание президиума Госсовета и комиссии по нацпроектам, посвященное семейной политике, - там будут конкретные решения, в том числе и не прозвучавшие вчера.

В "детском" блоке наиболее яркая инициатива - поддержка многодетных семей, предоставление им бесплатно земельного участка с рождением третьего ребенка. Механизмы могут быть разные, конкретных проектов пока нет - за исключением Ивановской области, где соответствующий закон проходит второе чтение, признался помощник президента.

По налогу на землю также они должны получить льготы, добавил он. И здесь самый сложный вопрос - как определить, кому какой участок достанется и где. Как и в случае с материнским капиталом, большая часть преференций будет для тех, у кого будут рождаться дети, полагает Дворкович.

Благодаря налоговым вычетам семьи с низким уровнем доходов смогут получить выигрыш в доходах до 20 проц. При этом все меры по второму ребенку продолжат действовать. Налоговый вычет увеличится с 1000 рублей до 3000 для каждого третьего и последующего ребенка. В год таких детей рождается около 180 000 из 1,7 млн, привел данные Дворкович.

Он также рассказал, что уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним может коснуться и табака - дополнения могут быть внесены в текст закона. "Здесь главное - как будут работать правоохранительные органы, отслеживающие, что происходит в магазинах", - расставил акценты Дворкович.

По поводу налогов с малого бизнеса (двухлетний переходный период со ставкой 26 проц. предприятий, работающих в социальной сфере) было очень тяжелое обсуждение с правительством, признался он, но сам шаг под сомнение не ставился. Мера должна вступить в силу уже с 1 января. Поэтому в течение недели законопроект будет подготовлен и внесен. Неполученные доходы бюджета, добавил помощник президента, не следует рассматривать как потери: "Очень сомнительно, что большая часть бизнеса смогла бы их заплатить - это скорее признание реальности". Здесь важно определить сферы бизнеса, подпадающие под эту меру, - отделить их от финансовых и торговых предприятий. К примеру, если есть разрешение на розничную торговлю, мера действовать не будет.

Говорил президент и о том, что государство должно освобождаться не только от избыточных функций, но и от избыточной собственности. По словам Дворковича, приватизация на региональном уровне может принести несколько десятков миллиардов рублей. Конечно, речь идет о крупных городах, подсчитал Дворкович. Приватизированы должны быть финансовые институты, транспортные активы и СМИ, а также предприятия ЖКХ. "У многих регионов не одна, а несколько газет - это бессмысленная трата средств местного бюджета", - считает помощник президента. Необходимо, чтобы газеты были объективным источником информации, полагает он. Срок принятия региональных планов приватизации может составить около полугода.

Что касается угрозы гонки вооружения, о которой также говорил президент, то реакция Медведева на преждевременные аплодисменты зала говорит сама за себя, заметил Дворкович. Для главы государства гонка вооружений - отрицательный сценарий, уточнил он. Но в случае реализации НАТО программы ПРО в самостоятельном режиме Россия должна будет делать параллельную систему, выдвигать свои силы на другие рубежи и разрабатывать новые технические средства - "больше, чем это требуется в случае совместной работы".

За что аплодировали президенту

Борис Макаренко, Центр политических технологий: Послание не показалось стандартным, но кое в чем оно показалось мне ненашим, похожим по жанру на послания президента США: оно было очень конкретно, под каждой предлагаемой идеей было ясное решение, оно было адресным. Как и ожидалось, президент расставил акценты на социальной тематике, но и это было сказано по-другому. Под социальной тематикой в России в первую очередь понимают пенсионеров, Медведев про пенсионеров сказал, но главная социальная тематика для него - дети, образование, равные возможности для инвалидов. Понятно, что тема детей - тема злободневная. На самом деле Медведев нашел свой подход, свою нишу в социальной тематике, и эта ниша вполне совместима с его главной темой модернизации страны. Так что в этом послание меня тоже приятно удивило.

Вячеслав Никонов, фонд "Русский мир": Я думаю, что президент расставил там акценты весьма правильно, и не было сказано ничего, что могло бы задеть достоинство чиновника. Весь текст построен, думаю, с учетом психологии российских государственных служащих: там не было серьезной атаки на чиновнический класс, напротив, подчеркивается, что нужно повышать его эффективности и поднимать значение своей деятельности. Я думаю, что сами представители госаппарата с этим согласятся на самом деле, поэтому я не думаю, что эти идеи будут восприняты враждебно, скорее, наоборот. Там не было ни предложений о серьезной реорганизации, ни о серьезной политической реформе, ни критики забронзовелости, которая порой звучала, ни каких-то идеологических посылов. Я думаю, что в принципе госаппаратом послание будет воспринято позитивно.

Хлопают обычно тогда, когда предполагается, а если говорят о борьбе с коррупцией - обычно не хлопают, не та сфера деятельности, при озвучивании которой раздаются аплодисменты. Понимаете, это всегда было, есть и будет. Да, вот хлопали, когда речь зашла о безопасности. Вообще, тема ПРО, затронутая в Послании, - это абсолютно выверенное предупреждение: либо мы с вами договариваемся по ПРО и в этом случае мы тогда строим его вместе, либо мы воспринимаем ПРО, как и всегда, то есть как фактор сдерживания России. И в этом случае мы должны предпринимать соответствующие шаги. В данном случае Медведев выступил как представитель школы "реальной политики".

Президент говорил не только о детях, но еще и о молодежи, об образовании, то есть о будущем, на самом деле это апелляция к будущему страны и, возможно, какая-то заявка на длительное пребывание у власти. Именно с этой точки зрения я бы рассматривал начало послания, поскольку Медведев подчеркнул: предложенное - только начало пути, долговременная программа, которая должна создать принципиально новое общество. Конечно, очень сложно менять людей, которые уже в зрелом возрасте находятся, пьют водку, употребляют наркотики и имеют дурные привычки. Поэтому Медведев и говорил, для того, чтобы молодое поколение было лучше, здоровее, образованнее и достигло большего, чем мы, - это, я считаю, очень реальное послание.

Глеб Павловский, Фонд эффективной политики: Я слышал больше десяти президентских посланий, но вчерашнее по качеству, как жанр послания, на мой взгляд, получилось одним из лучших. Всегда проблема послания заключается в том, что в нем необходимо, с одной стороны, обратиться к государственному сословию, к служащим, к исполнительным и законодательным ветвям власти, и одновременно оно должно прозвучать для страны. Всегда очень трудно соединить эти задачи. В данном случае это удалось благодаря тому, что президент выступает здесь отчетливо как лидер правящего слоя, правящего класса страны и дает поручения как исполнительной, так и законодательной ветвям власти, и даже правоохранительным органам. И эти поручения собраны вокруг центральной задачи будущего поколения, будущего политического и неполитического: дети и молодые люди, которые сегодня являются высшей ценностью для большинства семей страны. В этом послании президент дает поручение служащим, государственным людям, но оно обращено и к семьям, и в этом единство текста, оно вообще очень целостное, хотя, казалось бы, в нем затронуты все темы.

Кстати не случайно, что президентом был сделан акцент на свою особую власть, власть главы государства. Президент - это конституционная власть, но она не входит ни в одну из трех властей, и подчеркнуто это было там, где он говорит о необходимости проведения общественных дебатов при обсуждении важных законов. Он поручение дает не кому-нибудь, а администрации президента разработать эту модель, что тоже необычно. Администрация президента - это его собственный аппарат, то есть Медведев берет таким образом и на себя эту ответственность, и одновременно усиливает администрацию президента, которая в последнее время подвергалась многочисленным нападкам. Очень многие хотели бы лишить президента этого инструмента, шла речь о том, что он плохо прописан в законе, что он непонятно чем занимается, но президент совершенно отклонил эти посягательства на его собственную власть, которую нельзя растворить ни в одной из ветвей власти. Это власть-модератор, власть-дирижер, если угодно.

Мне трудно сказать, какую тему президент не затронул, но они очень компактно объединены в этом комплексном послании, которое можно называть и социальным, и политическим, потому что социальная тема не является в нем придатком, как часто бывает, увы, и в посланиях тоже ("а теперь поговорим на социальные темы"). Она является, собственно говоря, политикой и он подчеркивает это, что политической задачей правящего класса и госслужащих является социальное служение, и это очень ясный мессидж. Кто не согласен, как когда-то он сказал Лужкову, тот должен переходить в оппозицию.

Человеческий посыл является сквозным: президент здесь выступил как сторонник социализации политики и гуманизации ее, даже самых жестких судебной и исполнительных структур, гуманизации исправительного законодательства и в то же время - как сторонник усиления ответственности за любое насильственное посягательство. Вообще тема антинасилия проходит здесь красной нитью в этом послании: от насилия в отношении детей, от насилия в отношении граждан, их собственности и их достоинства до внимания к срастанию власти и криминала. Президент подчеркнул это, оглашая свое решение относительно главы МВД Кубани, как несущего в любом случае ответственность за произошедшее врастание криминалитета во власть и терпимости власти к этому явлению.

Здесь очень много сигналов бизнесу и в отношении борьбы с коррупцией. Многие, я думаю, не поняли, что предложенная им норма о штрафах в отношении коррупционеров - это не смягчение, а ужесточение, потому что от судебных дел по лишению свободы коррупционеры очень часто могут откупиться, для них это сравнительно небольшие деньги. Это означает взыскания, наложенные на собственность, в том числе на семейное имущество коррупционеров. Средняя сумма взятки по стране сейчас, увы, это 10 тыс. долларов - представьте себе 10 тыс. долларов, умноженные на 100! Не всякая компания выдержит такой штраф. То есть речь идет об очень серьезных репрессивных мерах, которые должны привести к чистке правящего класса от тех, кто забыл о долге.

Это лидерское послание, и в то же время оно очень удобно в реальной политике и в реальной практике правящей партии, которой предстоят выборы. Может быть, некоторые боялись, что им придется на выборы просто со словами про модернизацию, а они часто не понимают, что это такое. Президент очень ясно объяснил, что модернизация имеет социальное содержание, социальный и политический контент, и он подробно его изложил. В целом речь идет не только о партии "Единая Россия", хотя для нее есть понятная платформа, с которой можно в следующем году идти на местные и на региональные выборы, но и у президентских выборов тоже есть достаточно ясная понятная платформа.

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития: Третье Послание президента Федеральному Собранию отличалось от предыдущих тем, что оно, на мой взгляд, было намного шире по своему охвату.

Первое посвящалось в основном преобразованию в обществе, второе - запуску модернизации. В третьем Послании на первый взгляд все было сфокусировано на социальных проблемах, главным образом на самом дорогом для всех нас - детях. Тем не менее очень важные положения прозвучали и в отношении состояния правоохранительной, судебной систем, армии, политической активности людей, местного самоуправления, демократии на уровне ее "корней" - муниципалитетов.

Тем самым, на мой взгляд, президент завершает свою программу политических преобразований. И призывает к тому, чтобы парламентские и новые партии начали свою активную деятельность на местном уровне. Думаю, это будет очень важным сигналом для тех, кто не прошел в парламент. Кстати, на последних региональных выборах такая непарламентская партия, как "Правое дело", выдвинула по стране 1200 кандидатов в депутаты и 200 с лишним человек ими стали. Оговорюсь, что пока это не самая впечатляющая сила в России, тем не менее она смогла достичь весомых результатов. И именно эта активность так ценна. Именно к ней накануне призывал президент, говоря о недопустимости застоя в политической системе.

У меня сложилось впечатление, что Дмитрий Медведев хотел дать понять, что он не только юрист-государственник, отвечающий за архитектуру государственного строительства России, не только модернизатор, который выдвинул пять прорывных направлений и пилотный проект "Сколково". Но и человек, которого волнует социальное благополучие страны, каждой семьи, детей, молодежи. И в сочетании с тем, что накануне в храме Христа Спасителя говорила его супруга в отношении детей и святости семьи, это очень важный аспект того, что я считаю подготовкой к выборной федеральной программе. Медведев знает как и то, куда стратегически вести страну, так и те социальные слои, на которые он собирается опереться. Он обратился почти ко всем, кто логически представляет его коалицию. К малому и среднему бизнесу, развитию которого было уделено много внимания последние годы. Ему обещан переходный период по повышению социальных страховых взносов. К молодежи и интернет-молодежи, к инновационным отраслям. К армии, которая стала модернизироваться. К губернаторам, которых назначает президент. Им было прямо сказано: успешные из вас будут поддержаны, неуспешные - принимайте меры, поможем, но вы должны подтягиваться. Довольно жесткая критика вновь прозвучала в отношении правоохранительной системы. И впервые в президентском Послании говорится о снятии кого-то с работы, и это был начальник Краснодарского УВД.

Очень важными считаю заявления о том, что мы строим стратегические отношения с НАТО, в частности в противоракетной обороне, с Европейским союзом - по модернизации. Это говорит об открытости нашей внешней политики, которая дает значительный ресурс. Гонка вооружений через десять лет неизбежна, если мы этого не будем делать. Но нам она не по карману, слишком большое бремя для нас. А открытость и хорошие отношения с миром дают нам возможность сосредоточиться на внутренних очень больших проблемах.

На мой взгляд, это было не только Послание Федеральному Собранию, но и своего рода отчет о проделанной работе. И меня этот отчет впечатлил.

Юрий Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам: Только сильный бюджет страны способен повысить качество жизни людей, сказал президент в своем Послании Федеральному Собранию. Эти слова, как руководитель профильного думского комитета, я принимаю на свой счет. Это наша задача - сделать все, чтобы федеральный бюджет отвечал поставленным целям и в плане модернизации, и социальной сфере, и демографии.

Самой сложной я бы назвал миссию сокращения бюджетного дефицита. Однако в отличие от названия популярного фильма-детектива, эта миссия вполне выполнима. К примеру, дефицит федерального бюджета на 2011 год планируется в размере 1,8 триллиона рублей, но вместе с тем есть ряд инструментов, которые позволят снизить эту цифру и сократить дефицит бюджета с 5,3 процента ВВП до 2,9 процента в 2013 году. Снижение дефицита будет осуществляться за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Свою роль в увеличении доходов должны сыграть решения, принятые в налоговой сфере. Речь идет о повышении ставок НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), индексации акцизов, корректировке ставок платежей в социальные фонды. Но при этом налоговое бремя в некоторых секторах снизится. Сократятся базовые ставки транспортного налога, будут введены льготные ставки социальных взносов для средств массовой информации и малых внедренческих высокотехнологических предприятий. Несомненно, найдутся средства и для проведения эффективной госполитики в области детства, этой теме президент уделил особое внимание. Депутаты готовы принять необходимые нормативы, чтобы освободить от налогов суммы, получаемые на поддержку детей, от благотворительных организаций.

Вячеслав Бобков, директор Всероссийского центра уровня жизни: В целом согласен со многими тезисами Послания президента. И то, что задачей номер один на ближайшее время он назвал создание условий для укрепления семей и развития детей и подростков, - это, безусловно, достойно. Эта действительно тема, требующая внимания главы государства, и раньше она настолько широко не поднималась.

Конечно, направленность на повышение доступности и качества медицинских услуг, модернизацию детского здравоохранения, раннюю диагностику туберкулеза, получившего в последнее время большое распространение, и онкозаболеваний у подростков ни у кого не вызывает сомнений. Это важные проблемы, требующие скорейшего решения.

Что касается молодых и многодетных семей, курс на решение их жилищных проблем, безусловно, тоже верный. Вообще проблема жилищной обеспеченности сегодня кардинальная, и она мешает демографическому росту. Но тут я хотел бы отметить, что, на мой взгляд, кроме жилищных проблем есть еще другие, которые президент не затронул. Например, проблемы низких доходов. Эта тема не прозвучала. Тем временем, по нашим исследованиям, до 60 процентов многодетных семей имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, а значит, находятся за чертой бедности.

При этом, как показывают исследования, больше всего детей рождается в семьях с доходами от 5 до 35 тысяч рублей в месяц на человека, именно в этой группе самый высокий потенциал рождаемости. И если в наших демографических программах будет расширено внимание к жилищному вопросу и не в меньшей мере - к повышению доходов, в первую очередь зарплаты, увеличится рождаемость, и в семьях будут создаваться условия для развития этих детей.

По бесплатному выделению участков земли многодетным семьям под строительство жилых домов или дач, мне кажется, вопрос надо расширить. Россия - богатейшая землей страна. И неужели мы можем выделять участки только семьям с тремя и более детьми? По-моему, их можно начинать выделять и при рождении второго ребенка. Конечно, есть регионы, где земельный вопрос стоит более остро, скажем, Москва и Подмосковье, и тут может быть введена иная градация. А дальше по России землю можно вообще бесплатно раздавать всем, не увязывая с количеством детей, чтобы люди могли поднять свое благосостояние.

Предложенное увеличение налоговых вычетов тоже важно. Особенно при низком уровне оплаты труда это будет серьезное подспорье. Но, на мой взгляд, по-хорошему, систему обложения подоходным налогом (НДФЛ) надо в корне изменить - взимать этот налог не с получаемой зарплаты, а с домохозяйства, и сделать его дифференцированным, с прогрессивной шкалой в зависимости от доходов семьи. И если многодетная семья имеет низкие доходы, она не должна подвергаться налогообложению.

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:

Президент подчеркнул, что модернизация - не самоцель, а инструмент для решения экономических, социальных проблем, создания условий для раскрытия способностей молодого поколения.

Это, на мой взгляд, очень правильное замечание. Россия всегда славилась талантами. Но надо сделать так, чтобы они были востребованы в собственной стране. И здесь перед нами стоит двуединая задача. С одной стороны, слабым местом является образование. Его надо улучшать. Но, с другой стороны, будет мало проку, если выпускники наших вузов продолжат уезжать на работу в другие страны, увеличивая их экономическую мощь.

Конечно, только запуском проекта "Сколково" эту проблему не решить. Главная задача - создание производственного ландшафта, где выпускались бы на серийной основе современные товары для своей страны и остального мира. Надо думать о задачах нового промышленного производства, которое создаст спрос на высокие технологии. Я бы сделал упор на сотрудничестве фундаментальной и прикладной науки. Это значит, надо восстанавливать проектные бюро, научно-исследовательские институты для приоритетных отраслей экономики. И чтобы плодами их деятельности могли пользоваться промышленные предприятия.

Это хорошо, что около 30 миллиардов рублей в ближайшие три года будет выделено на поддержку совместной исследовательской деятельности ведущих университетов с промышленными компаниями. Но проблема в том, что пока одни не готовы активно вести исследовательскую работу на современном уровне, поскольку приспособлены только для преподавания, а другие - не предъявляют спроса на инновации, поскольку в основном работают в топливно-сырьевом секторе и сами решают свои инновационные проблемы. Поэтому на нынешнем этапе надо, чтобы вузы использовали возможности, которые есть у Российской академии наук. Пока только из достижений институтов академии естественно-научного профиля могут вырасти инновации, которые могут послужить основой для производства новых товаров и услуг. В данный момент им просто нет никакой альтернативы. Как, впрочем, нет альтернативы и увеличению их финансовой поддержки.

Подготовили Анна Закатнова, Илья Акимов, Марина Грицюк, Татьяна Панина.

Обновляем страну, меняемся сами

Вчерашнее Послание Федеральному Собранию Дмитрия Медведева стало не просто программным документом, задающим рамки жизни страны на ближайший год.

Скорее Послание явилось неким философским манифестом, формулирующим ценности общества и главное - механизмы, которые позволили бы этим ценностям превратиться в норму жизни цивилизованного государства.

Когда о ценности человеческой личности рассуждают философы или литераторы - это естественно. Когда те же мысли звучат из уст государственных деятелей, подобные утверждения воспринимаются как некое общее место, которое к реальности чаще всего не имеет никакого отношения. Вчерашнее Послание президента оказалось неожиданным исключением из этого правила. За час с небольшим Дмитрий Медведев объяснил всем чиновникам, равномерно закрепленным на вертикали власти, смысл их чиновничьей жизни. Впервые в документе такого уровня основным героем стала не гипотетическая мощь страны, а человек - и в высшем гуманистическом смысле, и в очень обыденном, "чеховском", практическом. Вчерашнее Послание, если оно, конечно, будет реализовано в том виде, в каком его сформулировал президент, может стать полноценным пропуском России в круг тех стран, для которых ценность человека превыше квазигосударственных интересов.

 
Видео: Константин Завражин

Послание президента несло в себе очень важное сообщение российской элите: государство существует для человека, а не наоборот. И хотя этот тезис сам по себе не нов, пожалуй, впервые этот сигнал подкреплен четко проявленной политической волей, которая в России, стране ручного управления, является чуть ли не единственным катализатором всех процессов. "Надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина. Понимание того, что чиновники служат народу, а не вершат его судьбы - основа демократического устройства", - напомнил президент.

А чтобы слова так и не остались словами, Дмитрий Медведев буквально пошагово озвучил план мер, которые сделают тандем государства и человека таким, каким он и должен быть в цивилизованном обществе. Это и налоговые послабления для малого бизнеса, и грядущая реформа здравоохранения, и готовящийся закон об образовании, и стимулирование рождаемости, и более широкое оказание госуслуг в электронном виде.

И если должностные лица, например, затягивают со сроками оказания госуслуг гражданину, то они по закону должны нести ответственность. С принципиально новой стороны Дмитрий Медведев решил подойти и к борьбе с "непобедимой" коррупцией. Помимо предстоящей переделки закона о госзакупках, который Медведев признал только увеличивающим объемы воровства, коррупционеров ждет еще один неприятный сюрприз. Уже понятно, что большие тюремные сроки чиновников не пугают. Поэтому президент предлагает бить по самому больному - по кошельку. Иногда, полагает Медведев, лучше не сажать, а карать штрафом, 100-кратным размеру взятки. Зал, до этого регулярно взрывавшийся аплодисментами, на этих словах напряженно затих.

Но пакет всех "детских" мер, который также можно назвать одной из главных тем Послания, зал все-таки встречал аплодисментами. Тем более именно сегодняшним детям предстоит жить в своей - модернизированной - стране и развивать ее. "Это задача номер один для всех нас, - заявил президент. - Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства".

В своем Послании президент говорил о многом. Об экологии, о здоровье нации, об инвалидах, о строительстве международного финансового центра в Москве, об армии и ВПК. Но так или иначе все эти темы были подчинены одной общей идее - модернизации. И даже традиционный блок международной политики подавался под углом модернизационного сотрудничества с другими странами.

- Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И по большему счету все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего - для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы, чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России, - подчеркнул Дмитрий Медведев еще раз в самом конце своей речи. - И я уверен, так и будет.

Именно этим целям должны служить все процессы модернизации: президент и сам не хочет, и другим не желает стыдиться за то, какую страну сегодняшнее поколение передаст своим детям и внукам. И с этой точки зрения сама модернизация перестает быть сухим, технологическим процессом, направленным на создание инновационной экономики. Модернизация - это не самоцель, а инструмент по обеспечению достойной жизни людей. В своем Послании президент раскрыл еще один аспект технологического прорыва - социальный. Политическая же составляющая, не считая озвученной возможности проведения местных выборов по смешанной системе, осталась в данном Послании за скобками. Впрочем, президент себе не изменил. Изначально он не считал политическую модернизацию основой для модернизации экономической.

Вчера Медведев в каком-то смысле обманул ожидания элиты. Его Послание не было политическим - он все сказал в своем видеоблоге и предыдущих обращениях к Федеральному Собранию. Послание не было экономическим - страна сегодня не нуждается в экстренном наборе мер, а разговоры о необходимости отказа от нефтяной иглы стали уже мантрой. Послание не было предвыборным - Дмитрий Медведев считает для себя первоочередными другие задачи: установления такой государственной системы координат, в центре которой - человек.

И лично для Медведева, судя по его Посланию, решение этой задачи - не из области фантастики. Поскольку президент, в отличие от большинства представителей элиты, продемонстрировал ясное понимание, чем и как живет страна.