19 ноября, когда в Москве проходила "Неделя транспорта", Государственная Дума рассмотрела во втором чтении проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, согласно которому расходы на содержание и развитие транспортного комплекса последовательно сокращаются: в 2011 году - 75,2% от объема финансирования предыдущего года, в 2012-м - 76,8 %, в 2013-м - 96,9 %.
Безусловно, в нелегкий период для национальной экономики такое секвестрирование понятно. И именно поэтому сегодня стоит задача по привлечению частных инвестиций и инновационных технологий в транспортную отрасль.
Со следующего года обеспечение дорожного хозяйства будет осуществляться за счет Федерального дорожного фонда. Но, несмотря на решение об установлении с 1 января 2011 года норматива отчисления от акцизов на нефтепродукты для последующего их перечисления в Федеральный дорожный фонд, в настоящее время отсутствует какой-либо правовой акт, регламентирующий порядок формирования и использования средств Дорожного фонда. Это говорит о том, что законодательная база отрасли сильно отстает от реально происходящих процессов.
Законодательная база должна полностью коррелироваться с задачами Транспортной стратегии до 2030 года. Но нельзя забывать и о внесении изменений в саму стратегию с учетом инновационного крена. Наш комитет планирует в самое ближайшее время выступить инициатором поправок в стратегию в связи с необходимостью развития интеллектуальных транспортных систем и повышения экологичности и экономичности транспорта.
ИТС являются универсальным инструментом по обеспечению безопасности на транспорте, увеличению скорости транспортных потоков, снижению транспортной составляющей в цене товаров. Внедрение этого инновационного механизма поможет решить целый ряд социальных задач: увеличение доступности транспорта, введение минимальных транспортных стандартов, обеспечение безопасности дорожного движения, разгрузка автомобильных магистралей и ликвидация пробок на дорогах.
На сайте www.zakon-2011.ru для всеобщего обсуждения опубликована концепция законопроекта об интеллектуальных транспортных системах. Мы планируем собрать все замечания и предложения по этой концепции и приступить к написанию законопроекта.
В рамках инновационных технологий мы предложили развивать безопасные, экологичные контрейлерные перевозки. Основное их назначение в России и странах СНГ - преодоление конкурентных отношений с автомобильным транспортом, облегченное пересечение государственных границ, а также экологическая безопасность и безопасность дорожного движения.
Кстати, обеспечение безопасности как внутренней, так и внешней - это еще одна из наших задач. Президент поручил разработать комплексную систему безопасности на транспорте, такой документ утвержден. До 31 марта 2011 г. требуется оснастить наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры специализированными техническими средствами и устройствами, предотвращающими незаконное вмешательство, а до 1 января 2014 г. завершить создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Это еще одно направление, где можно внедрять новейшие технологии.
Вопросы безопасности тесно связаны с организацией дорожного движения. Здесь также есть проблемы: отсутствует методологическая и законодательная база, не проведено разграничение между функциями организации и регулирования дорожного движения, отсутствуют подходы к инновационному развитию.
Еще одна из инициатив комитета, которая уже поддержана правительством, - открытие внутренних водных путей. Мы предложили изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта. Не за горами и поправки в Кодекс торгового мореплавания (КТМ). Они позволят увеличить поток иностранных туристов в Россию и, соответственно, валютные поступления. По скромным оценкам, поступления от яхтенного туризма могут быть порядка 200-250 млн евро ежегодно.
Стратегия социально-экономического развития России предопределяет задачу гармонизации норм транспортного права как внутри страны, так и в международном масштабе. В настоящее время мы фактически законодательно отделены от всего международного транспортно-экспедиторского сообщества. Из большого числа действующих уставов и кодексов, регулирующих правовую основу функционирования того или иного вида транспорта, только КТМ в той или иной мере совместим с нормами международного права. В данной связи стоит вопрос о целесообразности разработки Транспортного кодекса РФ.
Также нужно активизировать работу в отношении законопроектов "О транзите грузов через территорию Российской Федерации", "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках".
Сейчас решение актуальных задач, стоящих перед транспортным комплексом, осложняется разрозненностью транспортного законодательства, неравномерным развитием транспортных отраслей, в том числе из-за разномастного финансирования и избирательности предоставления налоговых преференций, отсутствием стимулирования науки в этом секторе и решения вопроса кадрового потенциала. А также нежеланием инвесторов вкладывать средства в транспорт - окупаются затраты медленно.