30.11.2010 00:40
    Поделиться

    На смену ларькам в России приходят "железные продавцы"

    В конце ноября компании Coca-Cola и PingPing, занимающиеся внедрением технологий мобильных платежей, подписали соглашение, согласно которому вендинговые автоматы будут оснащены чипами NFC. Это позволит клиентам оплачивать покупки в автоматах при помощи мобильных телефонов, поддерживающих технологию Near Field Communication (NFC). Модернизация "железных продавцов" начнется в декабре 2010 года.

    По оценкам Национальной ассоциации автоматизированной торговли, сейчас в России установлено всего 42 тыс. торговых автоматов (для сравнения: в США - 6,8 млн), 12 тыс. из них - в Москве. Примерно 66,7% - это кофе-автоматы, 23,8% - снековые автоматы (для продажи продуктов питания), остальное - автоматы для продажи прохладительных напитков, DVD и пр. Оборот рынка по итогам 2010 года достигнет 168 млн долларов, рассчитывает ассоциация. "Автоматизированная торговая точка занимает не более 1 кв. м и не более 2 м в высоту, она не препятствует проходу граждан к важным объектам инфраструктуры, не загораживает и не портит городской ландшафт", - отмечает руководитель НААТ Борис Белоцерковский. По его мнению, при поддержке властей за счет уличных установок общее количество автоматов в Москве могло бы удвоиться в течение года, что дало бы дополнительно около 48 млн долларов оборота. Это особенно актуально в свете постановления правительства о ликвидации только в ЦАО около 70 и перемещении 600 киосков. "Правда, после кризисного 2009 года механические продавцы приносят дохода на 20% меньше, - комментирует генеральный директор компании "Комплекс вендинг" Евгений Жбрыкунов. - Однако это не повод считать этот бизнес малопривлекательным. Главные преимущества вендинга: нет расходов на зарплату персоналу. Нет и затрат на рекламу, ведь автоматы "продвигают" сами себя. Да и "хлебных" мест еще предостаточно. По оценкам экспертов, отечественный рынок заполнен всего на 15%. А в регионах, неизбалованных благами цивилизации, эта экономическая ниша практически пустует".

    Минусы вендинга: автоматы пока не умеют закупать припасы и о неполадках не предупреждают заранее. Прибавьте сюда возможные сбои в электропитании, ветхие (а то и фальшивые) купюры, вандализм.

    Кроме того, есть ряд ограничений на продаваемые товары. Общее ограничение касается розничной торговли сигаретами, пивом и спиртными напитками по времени и возрасту. "Некоторые автоматы можно запрограммировать по времени продажи, но возраст автомат не умеет устанавливать, - отмечает Жбрыкунов. - Это можно регулировать рядом законодательных инициатив: к примеру, если в России будут электронные паспорта и правительство примет возможность установления возраста покупателя в торговом автомате. Но даже после этого сигареты продавать невыгодно, так как установлена фиксированная розничная цена. Также запрещена вендинговая торговля медикаментами, но есть список товаров из этой отрасли, которые можно продавать в автомате. К ним могут относиться средства гигиены, витамины, БАД. Для медикаментов также введен закон о ценовой политике, поэтому, даже если разрешат продажу лекарств в автоматах, это также будет невыгодно".

    "Преимущество вендинговой торговли в низком стартовом капитале. Кроме того, из коммуникаций для автомата нужно только электричество, - рассказывает г-н Белоцерковский. - К водопроводу у нас аппараты не подключают из-за качества воды и сложностей подключения. Некоторые компании подключают автоматы к мобильной связи, и в случае остановки торговли автомат сам звонит владельцу. Успех бизнеса на 90% определяется местом установки автомата. Месторасположение должно быть "проходным", с большой концентрацией людей: офисный центр, вокзал, учебное заведение, переход метро, оживленная улица и т.п. Место, а также ассортимент ближайших торговых точек часто определяют вид реализуемого через автомат товара. Например, автомат по приготовлению дорогих свежевыжатых соков может оказаться вполне прибыльным в аэропорту, где собирается обеспеченная публика, и вряд ли будет пользоваться хорошим спросом в учебном заведении. Что касается производителей автоматов, то одними из первых в России появились южнокорейские машины производства Samsung и Necta. Сегодня, по мнению специалистов, крупнейшими операторами рынка выступают Coca-Cola и Nestle".

    "Однако сейчас существование вендингового бизнеса в нашей стране находится под вопросом, - отмечает генеральный директор компании "Кафе+Ко Рус" Александр Бугаев. - Дело в том, что до 2005 года компании работали согласно протоколу Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, год за годом продлевавшей временное разрешение на работу торговых автоматов без использования контрольно-кассовых машин. Но в 2006 году протокол продлен не был, а затем комиссию расформировали. Фактически сейчас все вендинговые операторы должны подчиняться Федеральному закону N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники", но в его перечне торговых автоматов нет. Таким образом, по закону получается, что все автоматы, работающие в России сейчас, работать не должны, если они не пробивают каждому покупателю чек. А чек ни один из них не пробивает, поскольку контрольно-кассового устройства в их конструкции не предусмотрено. Сами налоговики не знают, как им поступать, и поэтому владельцев автоматных сетей пока не трогают. Можно, конечно, посадить рядом с автоматом продавца, выбивающего чек, но тогда теряется весь смысл вендингового бизнеса. Можно оснащать автоматы контрольно-кассовым устройством, но пока подобных изделий просто нет, и к тому же в карточке к каждому кассовому аппарату должен быть указан адрес его местонахождения. Это практически невозможно, так как вендинговый бизнес очень гибкий, и часто фирмы вынуждены ежемесячно менять места установки чуть ли не 20 машин".

    Несмотря на технические и административные сложности, вендинг, по оценкам аналитиков, еще несколько лет будет расти теми же темпами, что и последний год.

    Поделиться