01.12.2010 00:54
    Поделиться

    Эксперты поделились с "РГ" своими впечатлениями о прозвучавшем Послании Федеральному Собранию

    Борис Макаренко, Центр политических технологий: Послание не показалось стандартным, но кое в чем оно показалось мне ненашим, похожим по жанру на послания президента США: оно было очень конкретно, под каждой предлагаемой идеей было ясное решение, оно было адресным. Как и ожидалось, президент расставил акценты на социальной тематике, но и это было сказано по-другому. Под социальной тематикой в России в первую очередь понимают пенсионеров, Медведев про пенсионеров сказал, но главная социальная тематика для него - дети, образование, равные возможности для инвалидов. Понятно, что тема детей - тема злободневная. На самом деле Медведев нашел свой подход, свою нишу в социальной тематике, и эта ниша вполне совместима с его главной темой модернизации страны. Так что в этом послание меня тоже приятно удивило.

    Вячеслав Никонов, фонд "Русский мир": Я думаю, что президент расставил там акценты весьма правильно, и не было сказано ничего, что могло бы задеть достоинство чиновника. Весь текст построен, думаю, с учетом психологии российских государственных служащих: там не было серьезной атаки на чиновнический класс, напротив, подчеркивается, что нужно повышать его эффективности и поднимать значение своей деятельности. Я думаю, что сами представители госаппарата с этим согласятся на самом деле, поэтому я не думаю, что эти идеи будут восприняты враждебно, скорее, наоборот. Там не было ни предложений о серьезной реорганизации, ни о серьезной политической реформе, ни критики забронзовелости, которая порой звучала, ни каких-то идеологических посылов. Я думаю, что в принципе госаппаратом послание будет воспринято позитивно.

    Хлопают обычно тогда, когда предполагается, а если говорят о борьбе с коррупцией - обычно не хлопают, не та сфера деятельности, при озвучивании которой раздаются аплодисменты. Понимаете, это всегда было, есть и будет. Да, вот хлопали, когда речь зашла о безопасности. Вообще, тема ПРО, затронутая в Послании, - это абсолютно выверенное предупреждение: либо мы с вами договариваемся по ПРО и в этом случае мы тогда строим его вместе, либо мы воспринимаем ПРО, как и всегда, то есть как фактор сдерживания России. И в этом случае мы должны предпринимать соответствующие шаги. В данном случае Медведев выступил как представитель школы "реальной политики".

    Президент говорил не только о детях, но еще и о молодежи, об образовании, то есть о будущем, на самом деле это апелляция к будущему страны и, возможно, какая-то заявка на длительное пребывание у власти. Именно с этой точки зрения я бы рассматривал начало послания, поскольку Медведев подчеркнул: предложенное - только начало пути, долговременная программа, которая должна создать принципиально новое общество. Конечно, очень сложно менять людей, которые уже в зрелом возрасте находятся, пьют водку, употребляют наркотики и имеют дурные привычки. Поэтому Медведев и говорил, для того, чтобы молодое поколение было лучше, здоровее, образованнее и достигло большего, чем мы, - это, я считаю, очень реальное послание.

    Глеб Павловский, Фонд эффективной политики: Я слышал больше десяти президентских посланий, но вчерашнее по качеству, как жанр послания, на мой взгляд, получилось одним из лучших. Всегда проблема послания заключается в том, что в нем необходимо, с одной стороны, обратиться к государственному сословию, к служащим, к исполнительным и законодательным ветвям власти, и одновременно оно должно прозвучать для страны. Всегда очень трудно соединить эти задачи. В данном случае это удалось благодаря тому, что президент выступает здесь отчетливо как лидер правящего слоя, правящего класса страны и дает поручения как исполнительной, так и законодательной ветвям власти, и даже правоохранительным органам. И эти поручения собраны вокруг центральной задачи будущего поколения, будущего политического и неполитического: дети и молодые люди, которые сегодня являются высшей ценностью для большинства семей страны. В этом послании президент дает поручение служащим, государственным людям, но оно обращено и к семьям, и в этом единство текста, оно вообще очень целостное, хотя, казалось бы, в нем затронуты все темы.

    Кстати не случайно, что президентом был сделан акцент на свою особую власть, власть главы государства. Президент - это конституционная власть, но она не входит ни в одну из трех властей, и подчеркнуто это было там, где он говорит о необходимости проведения общественных дебатов при обсуждении важных законов. Он поручение дает не кому-нибудь, а администрации президента разработать эту модель, что тоже необычно. Администрация президента - это его собственный аппарат, то есть Медведев берет таким образом и на себя эту ответственность, и одновременно усиливает администрацию президента, которая в последнее время подвергалась многочисленным нападкам. Очень многие хотели бы лишить президента этого инструмента, шла речь о том, что он плохо прописан в законе, что он непонятно чем занимается, но президент совершенно отклонил эти посягательства на его собственную власть, которую нельзя растворить ни в одной из ветвей власти. Это власть-модератор, власть-дирижер, если угодно.

    Мне трудно сказать, какую тему президент не затронул, но они очень компактно объединены в этом комплексном послании, которое можно называть и социальным, и политическим, потому что социальная тема не является в нем придатком, как часто бывает, увы, и в посланиях тоже ("а теперь поговорим на социальные темы"). Она является, собственно говоря, политикой и он подчеркивает это, что политической задачей правящего класса и госслужащих является социальное служение, и это очень ясный мессидж. Кто не согласен, как когда-то он сказал Лужкову, тот должен переходить в оппозицию.

    Человеческий посыл является сквозным: президент здесь выступил как сторонник социализации политики и гуманизации ее, даже самых жестких судебной и исполнительных структур, гуманизации исправительного законодательства и в то же время - как сторонник усиления ответственности за любое насильственное посягательство. Вообще тема антинасилия проходит здесь красной нитью в этом послании: от насилия в отношении детей, от насилия в отношении граждан, их собственности и их достоинства до внимания к срастанию власти и криминала. Президент подчеркнул это, оглашая свое решение относительно главы МВД Кубани, как несущего в любом случае ответственность за произошедшее врастание криминалитета во власть и терпимости власти к этому явлению.

    Здесь очень много сигналов бизнесу и в отношении борьбы с коррупцией. Многие, я думаю, не поняли, что предложенная им норма о штрафах в отношении коррупционеров - это не смягчение, а ужесточение, потому что от судебных дел по лишению свободы коррупционеры очень часто могут откупиться, для них это сравнительно небольшие деньги. Это означает взыскания, наложенные на собственность, в том числе на семейное имущество коррупционеров. Средняя сумма взятки по стране сейчас, увы, это 10 тыс. долларов - представьте себе 10 тыс. долларов, умноженные на 100! Не всякая компания выдержит такой штраф. То есть речь идет об очень серьезных репрессивных мерах, которые должны привести к чистке правящего класса от тех, кто забыл о долге.

    Это лидерское послание, и в то же время оно очень удобно в реальной политике и в реальной практике правящей партии, которой предстоят выборы. Может быть, некоторые боялись, что им придется на выборы просто со словами про модернизацию, а они часто не понимают, что это такое. Президент очень ясно объяснил, что модернизация имеет социальное содержание, социальный и политический контент, и он подробно его изложил. В целом речь идет не только о партии "Единая Россия", хотя для нее есть понятная платформа, с которой можно в следующем году идти на местные и на региональные выборы, но и у президентских выборов тоже есть достаточно ясная понятная платформа.

    Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития: Третье Послание президента Федеральному Собранию отличалось от предыдущих тем, что оно, на мой взгляд, было намного шире по своему охвату.

    Первое посвящалось в основном преобразованию в обществе, второе - запуску модернизации. В третьем Послании на первый взгляд все было сфокусировано на социальных проблемах, главным образом на самом дорогом для всех нас - детях. Тем не менее очень важные положения прозвучали и в отношении состояния правоохранительной, судебной систем, армии, политической активности людей, местного самоуправления, демократии на уровне ее "корней" - муниципалитетов.

    Тем самым, на мой взгляд, президент завершает свою программу политических преобразований. И призывает к тому, чтобы парламентские и новые партии начали свою активную деятельность на местном уровне. Думаю, это будет очень важным сигналом для тех, кто не прошел в парламент. Кстати, на последних региональных выборах такая непарламентская партия, как "Правое дело", выдвинула по стране 1200 кандидатов в депутаты и 200 с лишним человек ими стали. Оговорюсь, что пока это не самая впечатляющая сила в России, тем не менее она смогла достичь весомых результатов. И именно эта активность так ценна. Именно к ней накануне призывал президент, говоря о недопустимости застоя в политической системе.

    У меня сложилось впечатление, что Дмитрий Медведев хотел дать понять, что он не только юрист-государственник, отвечающий за архитектуру государственного строительства России, не только модернизатор, который выдвинул пять прорывных направлений и пилотный проект "Сколково". Но и человек, которого волнует социальное благополучие страны, каждой семьи, детей, молодежи. И в сочетании с тем, что накануне в храме Христа Спасителя говорила его супруга в отношении детей и святости семьи, это очень важный аспект того, что я считаю подготовкой к выборной федеральной программе. Медведев знает как и то, куда стратегически вести страну, так и те социальные слои, на которые он собирается опереться. Он обратился почти ко всем, кто логически представляет его коалицию. К малому и среднему бизнесу, развитию которого было уделено много внимания последние годы. Ему обещан переходный период по повышению социальных страховых взносов. К молодежи и интернет-молодежи, к инновационным отраслям. К армии, которая стала модернизироваться. К губернаторам, которых назначает президент. Им было прямо сказано: успешные из вас будут поддержаны, неуспешные - принимайте меры, поможем, но вы должны подтягиваться. Довольно жесткая критика вновь прозвучала в отношении правоохранительной системы. И впервые в президентском Послании говорится о снятии кого-то с работы, и это был начальник Краснодарского УВД.

    Очень важными считаю заявления о том, что мы строим стратегические отношения с НАТО, в частности в противоракетной обороне, с Европейским союзом - по модернизации. Это говорит об открытости нашей внешней политики, которая дает значительный ресурс. Гонка вооружений через десять лет неизбежна, если мы этого не будем делать. Но нам она не по карману, слишком большое бремя для нас. А открытость и хорошие отношения с миром дают нам возможность сосредоточиться на внутренних очень больших проблемах.

    На мой взгляд, это было не только Послание Федеральному Собранию, но и своего рода отчет о проделанной работе. И меня этот отчет впечатлил.

    Юрий Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам: Только сильный бюджет страны способен повысить качество жизни людей, сказал президент в своем Послании Федеральному Собранию. Эти слова, как руководитель профильного думского комитета, я принимаю на свой счет. Это наша задача - сделать все, чтобы федеральный бюджет отвечал поставленным целям и в плане модернизации, и социальной сфере, и демографии.

    Самой сложной я бы назвал миссию сокращения бюджетного дефицита. Однако в отличие от названия популярного фильма-детектива, эта миссия вполне выполнима. К примеру, дефицит федерального бюджета на 2011 год планируется в размере 1,8 триллиона рублей, но вместе с тем есть ряд инструментов, которые позволят снизить эту цифру и сократить дефицит бюджета с 5,3 процента ВВП до 2,9 процента в 2013 году. Снижение дефицита будет осуществляться за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

    Свою роль в увеличении доходов должны сыграть решения, принятые в налоговой сфере. Речь идет о повышении ставок НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), индексации акцизов, корректировке ставок платежей в социальные фонды. Но при этом налоговое бремя в некоторых секторах снизится. Сократятся базовые ставки транспортного налога, будут введены льготные ставки социальных взносов для средств массовой информации и малых внедренческих высокотехнологических предприятий. Несомненно, найдутся средства и для проведения эффективной госполитики в области детства, этой теме президент уделил особое внимание. Депутаты готовы принять необходимые нормативы, чтобы освободить от налогов суммы, получаемые на поддержку детей, от благотворительных организаций.

    Вячеслав Бобков, директор Всероссийского центра уровня жизни: В целом согласен со многими тезисами Послания президента. И то, что задачей номер один на ближайшее время он назвал создание условий для укрепления семей и развития детей и подростков, - это, безусловно, достойно. Эта действительно тема, требующая внимания главы государства, и раньше она настолько широко не поднималась.

    Конечно, направленность на повышение доступности и качества медицинских услуг, модернизацию детского здравоохранения, раннюю диагностику туберкулеза, получившего в последнее время большое распространение, и онкозаболеваний у подростков ни у кого не вызывает сомнений. Это важные проблемы, требующие скорейшего решения.

    Что касается молодых и многодетных семей, курс на решение их жилищных проблем, безусловно, тоже верный. Вообще проблема жилищной обеспеченности сегодня кардинальная, и она мешает демографическому росту. Но тут я хотел бы отметить, что, на мой взгляд, кроме жилищных проблем есть еще другие, которые президент не затронул. Например, проблемы низких доходов. Эта тема не прозвучала. Тем временем, по нашим исследованиям, до 60 процентов многодетных семей имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, а значит, находятся за чертой бедности.

    При этом, как показывают исследования, больше всего детей рождается в семьях с доходами от 5 до 35 тысяч рублей в месяц на человека, именно в этой группе самый высокий потенциал рождаемости. И если в наших демографических программах будет расширено внимание к жилищному вопросу и не в меньшей мере - к повышению доходов, в первую очередь зарплаты, увеличится рождаемость, и в семьях будут создаваться условия для развития этих детей.

    По бесплатному выделению участков земли многодетным семьям под строительство жилых домов или дач, мне кажется, вопрос надо расширить. Россия - богатейшая землей страна. И неужели мы можем выделять участки только семьям с тремя и более детьми? По-моему, их можно начинать выделять и при рождении второго ребенка. Конечно, есть регионы, где земельный вопрос стоит более остро, скажем, Москва и Подмосковье, и тут может быть введена иная градация. А дальше по России землю можно вообще бесплатно раздавать всем, не увязывая с количеством детей, чтобы люди могли поднять свое благосостояние.

    Предложенное увеличение налоговых вычетов тоже важно. Особенно при низком уровне оплаты труда это будет серьезное подспорье. Но, на мой взгляд, по-хорошему, систему обложения подоходным налогом (НДФЛ) надо в корне изменить - взимать этот налог не с получаемой зарплаты, а с домохозяйства, и сделать его дифференцированным, с прогрессивной шкалой в зависимости от доходов семьи. И если многодетная семья имеет низкие доходы, она не должна подвергаться налогообложению.

    Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:

    Президент подчеркнул, что модернизация - не самоцель, а инструмент для решения экономических, социальных проблем, создания условий для раскрытия способностей молодого поколения.

    Это, на мой взгляд, очень правильное замечание. Россия всегда славилась талантами. Но надо сделать так, чтобы они были востребованы в собственной стране. И здесь перед нами стоит двуединая задача. С одной стороны, слабым местом является образование. Его надо улучшать. Но, с другой стороны, будет мало проку, если выпускники наших вузов продолжат уезжать на работу в другие страны, увеличивая их экономическую мощь.

    Конечно, только запуском проекта "Сколково" эту проблему не решить. Главная задача - создание производственного ландшафта, где выпускались бы на серийной основе современные товары для своей страны и остального мира. Надо думать о задачах нового промышленного производства, которое создаст спрос на высокие технологии. Я бы сделал упор на сотрудничестве фундаментальной и прикладной науки. Это значит, надо восстанавливать проектные бюро, научно-исследовательские институты для приоритетных отраслей экономики. И чтобы плодами их деятельности могли пользоваться промышленные предприятия.

    Это хорошо, что около 30 миллиардов рублей в ближайшие три года будет выделено на поддержку совместной исследовательской деятельности ведущих университетов с промышленными компаниями. Но проблема в том, что пока одни не готовы активно вести исследовательскую работу на современном уровне, поскольку приспособлены только для преподавания, а другие - не предъявляют спроса на инновации, поскольку в основном работают в топливно-сырьевом секторе и сами решают свои инновационные проблемы. Поэтому на нынешнем этапе надо, чтобы вузы использовали возможности, которые есть у Российской академии наук. Пока только из достижений институтов академии естественно-научного профиля могут вырасти инновации, которые могут послужить основой для производства новых товаров и услуг. В данный момент им просто нет никакой альтернативы. Как, впрочем, нет альтернативы и увеличению их финансовой поддержки.

    Подготовили Анна Закатнова, Илья Акимов, Марина Грицюк, Татьяна Панина.

    Поделиться