Женской индивидуальной гонкой на 15 километров сегодня в шведском Эстерсунде открывается новый биатлонный сезон.
Этот год особый, ведь сейчас начинается четырехлетний олимпийский цикл, кульминацией которого станут Игры в Сочи, где от наших стреляющих лыжников болельщики будут ждать только побед. В преддверии выхода в дальний биатлонный поход корреспондент "РГ" пообщался с главным тренером сборной России Владимиром Барнашовым.
Российская газета: Владимир Михайлович, давайте для начала подведем итоги предсезонной работе. Вы довольны?
Владимир Барнашов: В целом да. Все то, что мы планировали сделать в подготовительный период, сделано в полном объеме. Поэтому никаких претензий к команде нет. Но эта подготовка была только первым этапом. Сейчас начинается второй - соревновательный.
РГ: После ванкуверской Олимпиады вы сказали, что к новому сезону сборная будет готовиться иначе. Чем нынешняя предсезонка отличалась от предыдущей?
Барнашов: Сказать, что мы работали кардинально по-другому, будет неправильным. На самом деле общий принцип подготовки один. И он остается вне зависимости от того, кто занимает пост главного тренера. Так у нас, так в Норвегии, так в Германии, так везде. Другое дело, что есть еще такое понятие, как индивидуальная работа. И в этом плане мы действительно стали подходить к процессу подготовки иначе. У каждого конкретного спортсмена был свой план. Естественно, составленный с учетом его физического и психологического состояния, его сегодняшних возможностей. Иными словами, выходя на каждую тренировку, биатлонист понимал, что он делает, зачем и что ему это даст. Еще раз: не всей команде в целом, а конкретно ему. В этом и заключалась особенность минувшей предсезонки.
РГ: Если перейти непосредственно к работе, то на чем делался упор в последние месяцы?
Барнашов: На двух компонентах. Во-первых, подтягивали дистанционную скорость.
РГ: Наша ахиллесова пята.
Барнашов: Совершенно верно. Особенно она дает о себе знать на последних кругах. Если помните, по ходу прошлого сезона не раз случалось, что большую часть дистанции мы проходили в хорошем темпе, а в концовке вдруг начинали сильно отставать. Поэтому работали и продолжаем работать в этом направлении упорно. Вторая часть касается стрельбы. Точнее, скорострельности. Здесь тоже стараемся прибавлять.
РГ: И как успехи?
Барнашов: Те результаты, которые наши спортсмены показывали на контрольных стартах, на тренировках, конечно, далеки от идеала. Для того чтобы рассчитывать на что-то серьезное, нужно быть значительно быстрее. Однако на дворе пока только начало сезона. Мы постепенно идем к своей цели.
РГ: По ходу предсезонной работы вы увидели молодых ребят, которые способны выстрелить в этом году?
Барнашов: Да, талантливая молодежь есть. Как среди девушек, так и среди юношей. Более того, эти спортсмены через год-два однозначно будут задавать тон в национальной команде. Фамилии, поймите правильно, называть пока не стану.
РГ: Сами биатлонисты знают о своем потенциале?
Барнашов: Безусловно. В том, чтобы правильно донести до спортсмена эту информацию, и заключалась одна из задач тренерского штаба нынешним летом. Причем не только до молодых, но вообще до всех сборников. Естественно, здесь нам помогла медицина. Обследования были доскональными и на самом высоком уровне. Зато сегодня каждый наш подопечный прекрасно знает, в чем он может добавить.
РГ: Относительно тренерского состава. Он в последнее время претерпел серьезные изменения. Как находите общий язык?
Барнашов: Ну, собранные в штабе люди все-таки не с луны туда попали. Все они имеют за плечами большой опыт. Есть и молодые специалисты. Сплав, поверьте, качественный. Проблем во взаимоотношениях нет никаких. Наоборот, контакт между непосредственно тренерами, между тренерами и спортсменами очень тесный. Это не значит, что мы не спорим. Спорим, но истина сами знаете в чем рождается.
РГ: Как вписался в общую концепцию норвежский специалист Кнут Торе Берланд, консультирующий биатлонистов по технике лыжного хода?
Барнашов: Он свое дело, безусловно, знает. Единственный минус заключается в том, что мы его вытащили поздновато. Нужно было немного раньше. Тем не менее его работа находит полное понимание у спортсменов. Они прислушиваются к его советам. Все же прекрасно понимают, что победа в сегодняшнем биатлоне - это зачастую секунды. Обращая внимания на некоторые нюансы, Берланд показывает ребятам, как можно на дистанции эти самые секунды "сбросить" со своего времени.
РГ: В среду стартует первый этап Кубка мира. Какие задачи ставите перед командой?
Барнашов: Поймите правильно, каких-то медальных планов сейчас нет и быть не может. Первый этап ответит нам на главный вопрос: в правильном ли мы движемся направлении. Примерно, как зеркало. Вот мы в него посмотримся и, надеюсь, поймем, что пошли тем путем. Главное сейчас, чтобы не было провалов, чтобы вся команда выступала примерно в одном ритме. Тогда дальше будем действовать по разработанному плану вплоть до домашнего чемпионата мира.
РГ: Правильно ли говорить, что этапы Кубка мира в хорошем смысле слова не более чем часть подготовки к первенству планеты в Ханты-Мансийске?
Барнашов: Вы абсолютно правы. Но! Нельзя сказать, что Кубок мира нам побоку. Там все хотят побеждать. И мы не исключение. Другое дело, что приоритетом в подготовке, конечно, стоит чемпионат мира.
РГ: Получается, у вас второй год Олимпиада?
Барнашов: В общем-то, да. Такие крупные соревнования, да к тому же перед своими болельщиками, накладывают дополнительную ответственность. Плюс начало нового олимпийского цикла. Этот фактор тоже имеет свой вес. Если первый этап Кубка мира станет зеркалом проделанного пути в межсезонье, то чемпионат мира отразит наши первые шаги на пути к Сочи.
РГ: То есть у биатлонистов есть план на ближайшие четыре года?
Барнашов: Само собой. Тренерский штаб сборной защищал эту программу и перед руководством Союза биатлонистов России, и в министерстве спорта.
РГ: О чем там идет речь?
Барнашов: В двух словах не скажешь. О многом. В том числе о медицинском обеспечении. О том, что нам необходимы свои смазки, свои патроны, свое оружие. Тогда мы действительно сможем делать большую экспериментальную работу, в поисках тех нюансов, которые позволяют спортсмену выигрывать. Пока же мы все это закупаем за рубежом. Впрочем, думаю, эти вопросы в обозримом будущем будут решаться.