"Заключенный номер 91641-054, белый мужчина, 43 года" - именно с такими "реквизитами" в нью-йоркской тюрьме Metropolitan Correctional Center, расположенной в нижнем Манхэттене, теперь содержится россиянин Виктор Бут, которого властям США удалось экстрадировать из Таиланда.
"Букет обвинений", предъявленных Буту американской прокуратурой, действительно впечатляет: преступный заговор с целью убийства граждан США, преступный заговор с целью убийства должностных лиц, находящихся на государственной службе, преступный заговор в приобретении и продаже ракет противовоздушной обороны и заговор в поставках вооружения террористическим группам. За все эти "грехи", в случае если вина россиянина будет доказана, ему грозит от 25 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
Впрочем, судебное разбирательство по делу "оружейного барона" стартовало с того, что Виктор Бут не признал себя виновным ни по одному пункту обвинений.
Тем временем российское генеральное консульство в Нью-Йорке уже оказывает различное содействие своему соотечественнику. На вопросы "Российской газеты" о том, как содержат Бута и какая именно консульская помощь ему оказывается, ответил вице-консул РФ в Нью-Йорке Александр Отчайнов.
Российская газета: Как часто удается консульским работникам посещать Виктора Бута, как он держится и что говорит?
Александр Отчайнов: На данный момент было два посещения. Первое - в день, когда его привезли, а второе 23 ноября, третье посещение запланировано на этой неделе. Держится он хорошо. Первое посещение было непродолжительным, так как у него был очень тяжелый день: его доставили ночью, а с утра состоялось первое судебное заседание. У него не было жалоб на обращение - никакого прессинга на него не оказывалось. Был ряд бытовых просьб: предоставить теплое одеяло и теплую одежду. Кроме того, Бут попросил разъяснить ему правила содержания в данном учреждении, и генконсульство в тот же день передало все пожелания администрации тюрьмы. На следующий день все эти просьбы были удовлетворены.
РГ: В каких условиях сейчас находится Виктор Бут?
Отчайнов: Его содержат в блоке с усиленными мерами безопасности. Наше общение с ним происходит без физического контакта - через решетку и стекло. Бута поместили в одиночную камеру.
РГ: Есть ли какие-либо препятствия с американской стороны для общения Виктора Бута и сотрудников российского консульства?
Отчайнов: В отношении Бута мы не можем сказать, что есть какие-то особые сложности. Но каждый визит и его согласование занимает довольно продолжительное время.
Вообще с момента перемещения Бута в нью-йоркскую тюрьму генконсульство находится на постоянной связи с его женой и родственниками, мы стараемся выполнять их просьбы. Россиянину переведены на специальный тюремный счет деньги, которые Бут может использовать для связи со своей женой через Интернет и с помощью телефона.
РГ: Имеет ли Виктор Бут возможность следить за новостями, смотрит ли телевизор и передают ли ему газеты?
Отчайнов: Нет, все новости к нему поступают только через нас. Это одно из правил содержания, как мне пояснили в администрации тюрьмы. Мы ему передаем распечатки материалов из Интернета, а все газеты на русском языке должны проходить процедуру перлюстрации, а она занимает длительное время, так как сотрудники тюрьмы не могут их прочитать без переводчика. На это уходит несколько дней, и когда газеты попадают к Виктору Буту, информация в них в общем-то теряет свою актуальность.
РГ: Есть ли у россиянина адвокат?
Отчайнов: C момента перевода в Нью-Йорк Виктору Буту был предоставлен бесплатный адвокат. Насколько мне известно, Бут пока доволен услугами этого защитника. Также его посетили в тюрьме ряд других адвокатов, и сейчас заключенный находится с ними в стадии переговоров.
РГ: Какова будет дальнейшая линия поведения генерального консульства России в Нью-Йорке по отношению к Буту?
Отчайнов: Сразу хочу пояснить, что консульство не является стороной в уголовном деле и никоим образом в судебном разбирательстве участвовать не может. В обязанности консульства входит обеспечение соблюдения прав всех российских граждан, и мы будем защищать Виктора Бута не в плане предъявленных ему обвинений, а в плане соблюдения его законных прав. Это касается, в частности, обращения с ним. Мы и дальше будем следить за тем, чтобы россиянин имел все те права, которые положены другим заключенным, находящимся в аналогичной ситуации. Кроме того, мы будем обеспечивать связь с родственниками и следить за тем, чтобы на Бута не оказывалось какого-либо давления, которое, например, может быть выражено в ухудшении условий содержания россиянина.
По мере того как суд над Виктором Бутом, экстрадированным из Таиланда в США, приближается, его фигура в сознании американцев обрастает все новыми мифами. Образ законченного негодяя, который согласно предъявленному ему обвинению намеревался продать оружия колумбийским боевикам на 12 миллионов долларов для убийства граждан США, усиленно рисуют американские СМИ. Несмотря на то что до вынесения вердикта судом Южного округа Нью-Йорка Бут считается невиновным, это обстоятельство не мешает комментировать дело "торговца смертью" в сугубо негативном для последнего свете.
Бывший руководитель американского правительственного агентства по борьбе с наркотиками (агенты которого и собирали доказательную базу против Бута, выманив его из Москвы в Таиланд, а затем "подставив" ему фальшивых покупателей оружия) Майкл Браун прямо в телеэфире заявил, что "Виктор Бут является одним из самых опасных людей на Земле". По мнению Брауна, он "вооружил Африку в период гражданской войны, поставив не тысячи, а десятки тысяч автоматов АК-47".
На этом фоне тем более странно, что американское правительство обратилось к услугам "самого опасного человека на Земле", когда возникла необходимость законтрактовать перевозчика для доставки грузов американским солдатам в Ираке. Как показывают опубликованные документы минфина США, Пентагон имел дело как минимум с двумя компаниями, принадлежавшими Виктору Буту.
Впрочем, по мнению экс-заместителя помощника президента Джорджа Буша-младшего по вопросам национальной безопасности Хуана Зарате, также высказанному в телеинтервью, наем Бута Пентагоном был ошибкой.
Американский писатель Дуглас Фара, который еще в 2007 году написал книгу о Викторе Буте под названием "Торговец смертью", отказался отвечать на вопросы "Российской газеты". По мнению Фары, российские СМИ "неправильно истолковывают его слова" и у него нет "желания общаться с журналистами из России".
Действительно, отвечать на неудобные вопросы о том, как стало возможно "теплое" сотрудничество "торговца смертью" и американских властей, сложнее, чем предъявлять скандальные обвинения в адрес Виктора Бута.