В новосибирском Государственном научном центре вирусологии и биотехнологий "Вектор" прошло совещание, где были рассмотрены итоги работ по созданию российских вакцин против ВИЧ-инфекции. По мнению ученых, нужно готовиться к заключительной фазе испытаний препаратов.
Уже почти 30 лет ученые разрабатывают вакцину против возбудителя ВИЧ-инфекции, но пока говорить о серьезных успехах не приходится. Дело в том, что враг очень коварен. ВИЧ интегрируется в хромосомы хозяйских клеток и таким образом "маскируется". Он изменчив, поражает клетки иммунной системы, призванные с ним бороться. Однако, в отличие от других вирусов, не "включает" иммунитет. Наконец, заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет, и, если его не лечить, приводит к смертельному исходу. Этот "букет" свойств инфекции делает разработку вакцины против нее особенно трудной задачей.
В мире сегодня создаются сотни вакцин во всем мире, но ни одна пока не сумела стать по-настоящему продемонстрировав защитный эффект. Правда, успех американской RV144, испытанной в этом году в Таиланде и показавшей около 30 процентов эффективности, воодушевил ученых. (То есть удалось на 30 процентов снизить заражаемость ВИЧ в вакцинированной группе по сравнению с той, где прививки не делались). И хотя расходы на финальную фазу испытаний составили 160 миллионов долларов, а показатель оказался не такой уж высокий, но даже при таком КПД вакцина сможет ежегодно спасать около миллиона человек.
Заместитель директора НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского член-корреспондент РАМН Леонид Урываев сообщил, что в России зарегистрировано около 570 тысяч инфицированных ВИЧ, а уровень смертности от него в нашей стране вырос от 54 тысяч в 2009 году до 60 тысяч человек - в этом. Причем у России специфическая ситуация: нам нельзя рассчитывать на импортные вакцины. У нас распространены совершенно другие генетические субтипы, чем в Европе и США. В основном один генетический субтип А. Правда, исполняющий обязанности генерального директора ГНЦ ВБ "Вектор" Евгений Ставский отметил, что уже появляются его рекомбинантные варианты, в частности AG. Это серьезно настораживает, поэтому нам важно не упустить время. Не дать возбудителю обрести новые лики.
Россия по-настоящему активно включилась в борьбу против ВИЧ-инфекции не так давно. После заседания в 2007 году в Санкт-Петербурге "Группы восьми" правительство выделило один миллиард рублей на создание защиты от страшной инфекции. Каковы же итоги? Созданы три вакцины, причем у каждой есть свои особенности и достоинства. Например, ВИЧРЕПОЛ, разработанная в Институте иммунологии ФМБА на основе рекомбинантного белка, находится на второй фазе испытаний, то есть ближе других к завершению. Разработанная в ГНЦ ВБ "Вектор" вакцина "КомбиВИЧвак" содержит в себе и белковую, и ДНК-компоненту - это сочетание должно увеличить ее шансы на эффективность. Вакцина ДНК-4, созданная научным консорциумом в Санкт-Петербурге, имеет тот же механизм действия, что и американская RV144. (В консорциум входят ГосНИИ особо чистых биопрепаратов и Биомедицинский центр). Важно особо подчеркнуть, что ее создатели во главе с профессором Санкт-Петербургского университета, директором Биомедицинского центра Андреем Козловым сумели организовать контролируемую группу из 500 добровольцев для испытаний - пока единственную в России. Это серьезный успех. Например, в Таиланде на создание группы из восьми тысяч человек потребовалось 6-7 лет. Российскую когорту участникам еще предстоит увеличить примерно на порядок и создать группы испытуемых в разных регионах.
Координатор совместного проекта ВОЗ и организации ООН "Международная инициатива по разработке вакцины от ВИЧ" Саладин Османов признал, что у россиян примерно те же подходы, что у их зарубежных коллег. Но есть принципиальное отличие: ни одна из отечественных вакцин еще не испытывалась на людях, а зарубежные обязательно проходят эту фазу. Заниматься конструированием новых вакцин, проводить лабораторные исследования можно бесконечно, и даже довольно успешно, причем при относительно скромных затратах. Но препараты нужно проверять на людях, иначе работы теряют смысл. Одно дело, когда все хорошо работает в пробирке, совсем другое - в организме человека, где вирус быстро мутирует.
Конечно, эти испытания требуют совсем других денег, как минимум на порядок больше, чем стадия разработки, поэтому ученым имеет смысл объединиться и провести этот этап работы сообща. В ближайшее время им придется решить, какая из созданных вакцин имеет больше шансов на успех, или предложить их эффективное сочетание.