Цены на зерно в этом году могут вырасти до рекордного уровня 2008 года и перевалить за 9 тысяч рублей за тонну. Так считает президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин.
Вчера он рассказал журналистам о том, что, по его мнению, нужно сделать, чтобы смягчить последствия засухи для производителей мяса, зерна и в конечном счете - потребителей продовольствия.
Главное, считает Скурихин, необходимо часть продовольственной пшеницы, скопившейся на юге страны, все-таки продать за границу. А взамен ввезти в Россию адекватное количество фуражного, то есть кормового ячменя. Экспорт зерна, напомним, был запрещен правительством еще во время уборки урожая. Павел Скурихин полагает, что это было очень правильное решение, которое позволило не оставить страну без хлеба. Теперь же, когда "дым рассеялся", стало понятно, что с точки зрения статистики зерна в стране достаточно: 60 миллионов тонн с небольшим убрали и больше 20 миллионов тонн осталось с прошлого года, а необходимо максимум 77 миллионов тонн. Но зерно зерну рознь. С точки зрения свиней, например, лучшим зерном является вовсе не продовольственная пшеница, а фуражный ячмень. А его в стране крайне мало. Так же как и кукурузы, которая могла бы его заменить. А продовольственной пшеницы у нас, судя по всему, больше чем достаточно.
Этот "свиной" взгляд на проблему получил уже вполне математическое выражение. По данным аналитика зернового рынка Владимира Петриченко, кормовое зерно в европейской части России сейчас намного дороже продовольственного - ячмень почти 8 тысяч рублей за тонну, кукуруза - почти 8,5 тысячи рублей, в то время как пшеница, годная для изготовления отличной хлебопекарной муки, продается лишь по 7 тысяч рублей за тонну. Хотя обычно фураж стоит дешевле продовольственного зерна. Павел Скурихин полагает, что ввоз в страну ячменя из Украины и Казахстана поможет решить проблемы свиноводов и птицеводов и одновременно защитить государственные инвестиции, ведь именно эти отрасли сельского хозяйства получали в последние годы госпомощь и развивались наиболее быстрыми темпами.
При этом он считает, во-первых, что ввозить кукурузу сложнее, так как уже и на Украине она, как правило, генно-модифицированная, а это вызывает определенные сложности и на российской границе, и в регионах. И, во-вторых, он утверждает, что "распечатывать" государственный интервенционный фонд пока рано, поскольку большая ясность с объемом запасов зерна в стране наступит не раньше конца января, а также и потому, что, возможно, половину интервенционного фонда, который составляет сейчас 9,6 миллиона тонн, есть смысл оставить до сезона 2011-2012 годов. Мало ли, какие еще сюрпризы может подкинуть погода. Почему бы тогда не ввезти в страну фураж, не открывая экспорт? Потому что он позволит заработать аграриям Кубани и Ставрополья, а без этого их товар - продовольственная пшеница - может остаться невостребованным, а сами они не получат должных стимулов к расширению производства. А оно, расширение, очень понадобится стране в следующем году.
Дело в том, что этой осенью озимых было посеяно всего 15,5 миллиона гектаров, а это на 3 миллиона гектаров меньше, чем в предыдущем сезоне. К тому же не все эти поля доживут до весны: летом в некоторых регионах почва высохла на три метра вглубь, часть площадей засевали в абсолютно сухую почву. И, хотя позже дожди пошли, условия сева идеальными назвать трудно. К тому же отсутствие прибылей заставило некоторых аграриев отказаться от удобрений, а это тоже ослабляет перспективы посевов. Павел Скурихин полагает, что за зиму погибнет не меньше посевов, чем в прошлом сезоне, а это 2 миллиона гектаров. И, в общем, для того, чтобы в следующем году собрать 80-85 миллионов тонн зерна, площадь весеннего - ярового - сева придется увеличить на 5 миллионов гектаров. Чтобы аграрии пошли на это, им нужны очень весомые стимулы.
Отвечая на вопрос "Российской газеты" о том, есть ли сейчас мотивация для расширения посевов зерновых у владельцев сельскохозяйственных предприятий, Павел Скурихин заявил, что она недостаточна. Чтобы заинтересовать аграриев в расширении площади весеннего сева, Национальный союз зернопроизводителей предложил правительству комплекс мер из 10 пунктов. Но пока, по словам Павла Скурихина, они в основном лишь обсуждаются.