В Екатеринбурге зарегистрирована Гильдия ювелиров Урала. Ее членами стали три крупнейшие ювелирные компании города. До конца года в организацию намерены вступить еще пять-шесть уральских производителей.
Цели создания общественной структуры - консолидация ювелиров, продвижение местной продукции в России и за рубежом, борьба с нелегальными конкурентами, поддержка проектов Гильдии ювелиров России, которая пытается снизить таможенные пошлины на заграничные драгоценные камни и добиться отмены НДС при покупке российского золота.
Сейчас в Уральском федеральном округе зарегистрировано свыше 400 ювелирных производств, четверть из которых - в Екатеринбурге. Работать на уральском ювелирном рынке, по признаниям самих его участников, одновременно и сложно, и интересно. Среди всех игроков только трех производителей можно назвать крупными. Это предприятия, которые производят десятки тысяч ювелирных украшений в год. Остальные - средние и мелкие мастерские, которые выпускают от ста до пяти тысяч изделий.
Что касается цены, то продукции уральских мастеров сложно конкурировать с дешевым товаром из Турции, Египта и других стран Азии. Строго говоря, этого и не требуется. Крупные местные производители заняли нишу в высококачественном премиум-сегменте. Они ориентируются на состоятельного покупателя и выпускают, как правило, мелкосерийную продукцию - от нескольких десятков до 200-400 изделий в партии. Прибыль приносит не количество, а качество. Если цена крупносерийных изделий составляет обычно 700-900 рублей за грамм золота, то стоимость эксклюзивных или мелкосерийных может достигать 2-5 тысяч рублей за грамм.
Ювелирный эконом-сегмент представлен на Урале продукцией крупных федеральных заводов и азиатским импортом.
Продукция небольших уральских фирм чаще всего адресная, поэтому с продажами проблем не возникает. Мелкие партии, которые изготавливаются не под заказ, чаще всего реализуются в розничных ювелирных магазинах того же города или региона, где находится производство. В Екатеринбурге, например, таких 197. Продукцию крупных уральских производителей можно встретить в ювелирных салонах по всей России. Причем редкие заводы и индивидуальные предприниматели работают с розничными сетями и торговыми точками напрямую.
- Проще работать с оптовиками, - отмечает учредитель Гильдии ювелиров Урала, президент одной из крупнейших на Урале ювелирных компаний Вадим Чуркин. - Розница - бизнес, отличный от производства. У нас есть сеть из 14 ювелирных магазинов, где реализуется продукция не только нашей компании, но и других производителей. Есть один магазин, в котором продаются только украшения, сделанные на нашем заводе. Но он больше играет роль "шоу-рума", чем торговой точки.
Ювелирные оптовики, в свою очередь, предпочитают сотрудничать с известными розничными сетями или одиночными магазинами, которые работают на рынке не менее трех-пяти лет. Заключая контракт с новой торговой точкой, есть опасность столкнуться с магазином-фантомом, который зарегистрирован на подставное лицо и по фиктивному адресу.
- К нам обращались три оптовые компании с просьбой найти мошенников в рознице, - рассказывает руководитель Уральской государственной инспекции пробирного надзора по УрФО Светлана Агафонова. - Схема проста: в первый раз они берут товар на реализацию и расплачиваются полностью. Во второй платят только половину суммы. В третий раз ничего не платят и исчезают с товаром.
Чтобы не стать жертвами мошенников, в инспекции пробирного надзора советуют при заключении договора требовать от партнера подлинные документы о регистрации, смотреть, насколько давно работает фирма и по какому адресу она зарегистрирована.
Впрочем, случаи мошенничества на уральском ювелирном рынке нельзя назвать массовым явлением, утверждают в инспекции. Есть немногочисленные нелегальные производства, которые либо изготавливают кольца, серьги и браслеты из липового золота, либо покупают настоящее золото на черном рынке. Но и таких подпольщиков с каждым днем становится все меньше и меньше: их продукцию вытесняют с рынка не менее дешевые федеральные бренды и растаможенный азиатский импорт.
Более серьезная проблема уральских производителей ювелирных изделий - нехватка профессиональных кадров, причем как штучных дизайнеров, так и массовых ювелиров-монтажников и ювелиров-закрепочников. Учебных заведений, которые готовят работников для этой отрасли, на Урале более чем достаточно. В одном только Екатеринбурге их семь: три вуза, два центра обучения, училище и колледж. Вот только качество подготовки специалистов, по утверждению представителей предприятий, оставляет желать лучшего.
- К нам приходят очень талантливые ребята, но их еще предстоит доучивать, - комментирует ситуацию коммерческий директор крупной ювелирной компании из Екатеринбурга Надежда Ялунина. - Например, чтобы достичь уровня профессионального модельера, выпускнику вуза требуется проработать не менее трех лет.
Учебные заведения сетуют, что у них нет современного оборудования, да и практикующие специалисты отрасли не спешат приходить в университеты в качестве преподавателей.
- В прошлом году мы выпустили 27 ювелиров, в позапрошлом - 25, - рассказывает заведующая кафедрой художественного проектирования и теории творчества горного университета Валентина Кардапольцева. - Более половины из них работают не по специальности: ювелирные предприятия неохотно принимают молодых специалистов. Нам приходится упрашивать производителей, чтобы они взяли студентов на практику, помогли получить профессиональные навыки на предприятии.
Ювелиры в ответ ссылаются на кризис, реструктуризацию и сокращение объемов производства.
- Мы не можем покупать для вузов и колледжей оборудование, это увеличит себестоимость выпускаемой продукции, - отмечает Надежда Ялунина. - Когда получается, с удовольствием берем студентов на практику, просто не всегда есть свободное оборудования и мастера, готовые стать наставниками.
Впрочем, ювелиры-производители из других регионов утверждают: с точки зрения обеспеченности кадрами уральским коллегам можно только позавидовать.
- Кадровый голод - главная проблема ювелирной отрасли в нашем регионе, - признался директор крупнейшего в Красноярске ювелирного дома Валерий Бурда. - Приходится больше торговать не собственной продукцией, а изделиями других производителей. Я готов брать на практику екатеринбургских студентов, оплачивать проживание и проезд. Может быть, кто-то после практики останется работать в Красноярске.