02.12.2010 16:45
Поделиться

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 14. Имя числительное. Морфологический разбор с комментариями

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Сегодня разговор пойдет об именах числительных. Для успешной сдачи ЕГЭ важно хорошо владеть этой темой.

Занятие 14. Имя числительное. Морфологический разбор с комментариями. Склонение и употребление числительных. Числительные в составе сложных слов

I. Имя числительное обозначает количество предметов, их число, порядок при счёте, например, два (года), первый (день) одна вторая (числа), трое (друзей). Отвечает в предложении на вопросы сколько?, какой? (который?), какая? (которая?), какое? (которое?), какие? (которые?), которые ставятся от существительных, глаголов, числительных:

Давайте вычтем (из чего?) из пяти (сколько?) три.

В классе появился десятый (--- какой? который?) ученик.

Морфологический разбор имени числительного.

1. Лексико-грамматический разряд: количественное, порядковое, собирательное.

2. Разряд по составу: простое, сложное, составное.

3. Грамматическая форма: значение рода, числа, падежа.

Комментарии к морфологическому разбору

1. Выделение числительных представляет определённые сложности из-за грамматической разнородности.

Большинство количественных числительных, отвечающих на вопрос сколько? (два, одна вторая, полторы), представляют особый разряд слов из-за отсутствия числа и неизменяемости по падежам. Кроме того, за единичными исключениями (один, одна, одно; два, две; полтора, полторы) количественные числительные не имеют родовых отличий.

Количественные числительные не имеют и формы числа - лишь числительные один и тысяча сохраняют следы этой категории.

Слово один часто вообще перестаёт быть числительным, а приобретает значение неопределённого местоимения или частицы.

В разговорной речи числительному один синонимично числительное раз, которое в свою очередь может превратиться в союз (синонимичный книжному если и разговорному коль).

Количественные числительные подразделяются на собственно количественные и дробные. В разговорной речи возможна замена дробных числительных соответствующими словами - тоже числительными, доставшимися нам от предков. Так, одна вторая заменяется словом половина, одна четвёртая - четверть, одна третья - треть. При обозначении половины какого-либо предмета или количества слово половина в виде пол- присоединяется к соответствующему существительному.

Кроме того, к количественным числительным следует отнести неопределённо-количественные слова мало, много и т. п., а также существительные бездна, тьма, уйма и т. п. в определённом контексте. (Помните, что определять часть речи нужно только на базе предложения.) Сравните:

1) Мне пришлось сегодня много ходить (наречие: ходить как? много, можно заменить наречием долго). - У меня много друзей (числительное: друзей сколько? много, можно заменить числительным: пять, десять и т. п.).

2) Перед путешественниками разверзлась бездна (существительное: можно заменить синонимом пропасть). - Бездна забот свалилась на мои плечи (числительное: забот сколько? бездна, можно заменить числительным: десять, двадцать и т. п.).

Порядковые числительные, отвечающие на вопрос какой? в различных грамматических формах (первый, двадцать пятый, пятимиллионный), образуются от соответствующих количественных. Грамматически они типичные имена прилагательные из-за синтаксической зависимости от имени существительного и согласования с ним в роде, числе и падеже. Ср.:

Работу начну с нового дня - Работу начну с первого дня.

Следовательно, у порядковых числительных есть значение рода, числа и падежа.

Собирательные числительные отвечают на вопрос сколько? (пятеро, трое) и тесно связаны с количественными, поскольку обозначают количество предметов в их совокупности: пять ребят - пятеро ребят. К собирательным числительным относятся также слова оба и обе. Собирательные числительные не имеют числа и изменяются по падежам.

2. По составу все числительные делятся на:

простые, состоящие из одной основы: три, тысячный;

сложные, имеющие две основы и образованные из простых: пятьдесят, двухсотый, восьмеро;

составные, образованные сочетанием простых или сложных числительных: две тысячи пятьсот семь, четыре шестых.

Задание. Прочитайте приводимые попарно предложения. Определите, в каком предложении выделенное слово - имя числительное, а в каком сходная с ним другая часть речи (существительное, сложное прилагательное, наречие, местоимение). Для этого используйте вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому и формы словоизменения зависимых слов.

1. Я пошла в магазин и купила десять яиц. К сожалению, целый десяток яиц разбился по дороге. 2. В комнату вошёл красивый трёхлетний ребёнок. Наш город с трёхмиллионным населением. 3. У тебя мало времени до экзамена. Ты очень мало работал, вот и не успел подготовиться. 4. Саша хорошо занимался и получил пятёрку. До отхода поезда осталось не более пяти минут. 5. Материю сложили втрое. По берегу реки шли трое друзей. 6. Дай мне только один карандаш. Как-то подошёл ко мне один странный гражданин.

II. Количественные числительные могут склоняться.

Обратите внимание, что:

а) в сложных и составных числительных склоняются все части;

б) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним, изменяя свою грамматическую форму (см. об управлении и согласовании тему 33, § 2).

И. двести шестьдесят три человека

Р. (нет) двухсот шестидесяти трёх человек

Д. (подойду) к двумстам шестидесяти трём человекам

В. (вижу) двести шестьдесят три человека

Т. (иду) с двумястами шестьюдесятью тремя человеками

П. (думаю) о двухстах шестидесяти трёх человеках

Задание. Какое из двух предложений составлено верно?

1) Я купил более полутора килограммов яблок.

2) Я купил более полтора килограмма яблок.

При склонении дробных числительных существительное сохраняет грамматическую форму родительного падежа.

И. три целых и пять десятых процента

Р. трёх целых и пяти десятых процента

Д. трём целым и пяти десятым процента

В. три целых и пять десятых процента

Т. тремя целыми и пятью десятыми процента

П. (о) трёх целых и пяти десятых процента

Задание. Решите, какое из следующих предложений неправильное, учитывая, что существительное при склонении дробных числительных остаётся без изменения. Помните, что цифры читаются как слова (5, 5 - пять и пять десятых).

1) В 5,5 года ребёнок был хорошо развит.

2) В 5 лет ребёнок был хорошо развит.

3) В 5,5 год ребёнок был хорошо развит.

Поскольку порядковые числительные - грамматические прилагательные, при склонении у них так же, как у прилагательных, изменяется окончание, которое можно проверить по вопросу от существительного в словосочетании:

И. двадцатипятитысячный (--- какой?) житель

Р. (нет) двадцатипятитысячного (--- какого?) жителя

Д. (подойти) к двадцатипятитысячному (--- какому?) жителю

Задание. Продолжите склонение самостоятельно.

Собирательные числительные склоняются так же, как прилагательные во множественном числе - при этом в именительном падеже числительное управляет существительным, в остальных падежах согласуется с ним, например:

И. четверо детей

Р. четверых детей

Д. четверым детям

В. четверых детей

Т. четверыми детьми

П. (о) четверых детях

По сравнению с количественными и порядковыми числительными сочетаемость собирательных числительных с другими словами ограниченна. Собирательные числительные сочетаются:

1) с существительными мужского и общего рода со значением лица: трое мужчин, пятеро сирот. С существительными женского рода употребляются количественные числительные: три девочки;

2) с существительными дети, ребята: двое детей, шестеро ребят. По аналогии в разговорной речи употребляются с существительным девчата - семеро девчат;

3) в разговорной речи с названиями детёнышей животных и с названиями парных предметов: трое волчат, двое рукавиц (наряду с три волчонка и две рукавицы);

4) с существительными, выступающими только в форме множественного числа: двое ворот, четверо суток. Когда речь идёт о двух, трёх или четырёх предметах, то употребляются только собирательные числительные, когда же предметов более четырёх, то возможны варианты собирательного и количественного числительного: пятеро суток и пять суток;

5) с личными местоимениями в косвенных падежах: нас (их, вас) было трое.

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода: оба мальчика, дерева; нет обоих мальчиков, деревьев, подойду к обоим мальчикам, деревьям и т. д., числительное обе - с существительными женского рода: обе девочки, нет обеих девочек, подойду к обеим девочкам и т. д. Числительные оба и обе нельзя употреблять с существительными, имеющими только форму множественного числа, нужно подобрать другой оборот речи: нельзя сказать "у обоих ворот", надо у тех и у других ворот.

III. Имена числительные входят в состав сложных слов без соединительной гласной в форме родительного падежа: двадцатисемилетний, сорокаэтажка, шестидесятый.

Исключения. 1. Числительные один, девяносто, сто, которые употребляеются в сложных словах с соединительной гласной -о-, например: одноместный, девяностолетний, стотысячный.

2. Числительное тысяча употребляется с соединительной гласной -е-, например: тысячекратный

3. Слова сороконожка, сорокоуст пишутся с соединительной гласной -о-, так как здесь числительное сорок употреблено не в прямом значении счёта.

Задание. Исправьте предложения и запишите исправленный вариант.

1. Трое юношей и двое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами триста восемьдесят тремя книгами. 3. Я прожила на даче двадцать два суток. 4. Наша деревня находится в полутораста километров от города. 5. Не так давно жители столицы отмечали восемьсотпятьдесятлетие Москвы. 6. В соревнование по бегу включились сорок три юношей и девушек. 7. В палатке нас три осталось ночевать. 8. Портной работал поочерёдно обеими ножницами - большими и маленькими.