Новости

03.12.2010 14:37
Рубрика: Культура

В жизни редко попадаются глухари

Всенародная любовь к телесериалам объясняется отсутствием национального героя

Валерия Подорожнова - сценарист, автор сценариев для серий "Глухаря", завоевавшем "ТЭФИ-2010", раскрывает секрет популярности телесериалов.

Российская газета: В 2003-м, когда ты еще работала в газете (Валерия была "золотым пером" в ростовском филиале "Российской газеты"- Авт.) у тебя было запоминающееся интервью под названием "Внештатный сыскарь" - с 78-летним ветераном угрозыска Вилом Акселем, собравшем уникальную картотеку на 4000 криминальных личностей. Пользуешься ли ты сейчас консультациями профессионалов? Сюжеты - полностью плод фантазии или все-таки от конкретных уголовных дел?

Валерия Подорожнова: Все знать, конечно, невозможно. Поэтому наш редактор, если возникает такая необходимость, отправляет серию на вычитку консультанту - специалисту в какой-либо сфере. Как у бывшего журналиста, у меня достаточно много знаний из разных областей жизни. В этом смысле профессия журналиста просто уникальна - можно примерить на себя любую маску, побывать в любом месте, о котором обычный человек не смеет и мечтать. В этом плане я удовлетворила все свои самые смелые фантазии: и в столыпинском вагоне проехалась, пожила в деревне прокаженных и в общине наркоманов, побывала в тюрьме у самых страшных маньяков и террористов, осужденных пожизненно, взяла интервью у африканского принца и скрывающегося от милиции вора в законе. Это только то, что приходит на память навскидку.

Сюжеты я предпочитаю придумывать. Большая часть реальных уголовных дел - это неинтересная "бытовуха". Однако, признаюсь честно, несколько забавных уголовных дел, на слушаниях которых я присутствовала в суде еще в качестве криминального репортера, я использовала. Одно - это история про горе-киллеров, совершивших три (!) неудачных покушения на одного и того же человека. Попались они случайно: сидели в машине, собираясь в очередной, четвертый раз взорвать свою жертву, а мимо ехал патруль ППС-ников; те решили, что ребята металл воруют, а нашли у них бомбу. Второе - про убийцу, завернувшего тело убитого в свои простыни с бирками химчистки. По ним преступника и нашли.

РГ: Рейтинги "Глухаря" достигли небывалых цифр. Его смотрит каждый третий зритель в стране. Ни один российский сериал за последние пять лет не достигал этого потолка.  Как ты считаешь, с чем связано такой интерес?

Подорожнова: Причина явления, да? Главному автору - Илье Куликову - удалось придумать, а всей авторской и съемочной группе - создать необычайно жизненные персонажи в узнаваемых ситуациях. В сериале нет лихо закрученной детективной интриги, можно даже сказать, что вертикальные истории незатейливы. Все держится на героях. Удачное попадание малоизвестных (до выхода сериала) актеров в образ. И если по отношению к главным героям - Глухареву, Антошину и Зиминой, это оправданно, то "Феномен Карпова" стал несколько неожиданным явлением. Наш отрицательный герой, не совершивший практически ни одного хорошего поступка, по сути своей - "отморозок", вызывает нездоровую истерию у фанаток. Кроме, безусловно, гениальной игры актера Владислава Котлярского, мне кажется, дает знать о себе нехватка в обществе национального героя. Такого, каким был Данила Багров из "Брата". После него ни один киногерой не поднимался на тот же уровень. И эта ниша пустует. Мне бы не хотелось, чтобы ее занимал такой персонаж как Карпов. Как один из авторов, я лучше зрителей знаю его. Но, увы… Он давно живет своей собственной жизнью.

РГ: А нужен ли он, национальный герой, скажем, домохозяйкам? Ведь, наверное, они основной контингент зрителей сериалов?

Подорожнова: А чем домохозяйки хуже остальных зрителей? Я не делю зрителей по категориям "домохозяйки" и "остальные". И если верить исследованиям, то основной потребитель "мужской", жесткой продукции НТВ - женщины в возрасте 30-50 лет.

РГ: И что, этим женщинам, неужели своих проблем в жизни не хватает? А может, им нужен хэппи-энд? И, наконец, не слишком ли кино отдаляется от жизни - в жизни золушки не превращаются в принцесс, а в массе забитых мужиков редко попадаются обаятельные супермужчины, глухари.

Подорожнова: Конечно, нужен хэппи-энд. У меня, например, после просмотра фильма с плохим концом надолго портится настроение, и я никогда не смотрю криминальные программы. Мы включаем телевизор не для того, чтобы вводить себя в состояние депрессии.

Насчет оторванности кино от жизни - в каждом конкретном случае по-разному. Но я ничего плохого не вижу в такой оторванности. Почти каждая женщина мечтает стать Золушкой, а мужчина - суперменом, именно поэтому сюжеты чудесного превращения в них пользуются популярностью на протяжении всей истории кино.

РГ: И все-таки главный вопрос, к которому я подбираюсь. Почему в моде сериалы? Что люди ищут и находят в таком кино? 

Подорожнова: Я сама, как зритель, люблю сериалы. Художественный фильм, может, динамичнее, но к новым героям нужно привыкать. А в сериале уже все свои, родные. Зрители зачастую переживают за киногероев как за своих ближайших знакомых. Когда они делятся впечатлениями, у меня возникает чувство, что они говорят о ком-то из своих близких людей - столько страсти, эмоций, деталей. Зрителям интересна не только событийная часть, но и, в большей степени, психология персонажей - как они поступят в той или иной ситуации, что скажут. После напряженного дня зритель хочет отдохнуть, расслабиться, и именно поэтому включает сериал. Ну а хороший сериал - сегодня по качеству это тот же полнометражный фильм, только длительность не в два часа, а в 8, 16 и т. д.

РГ: Почему же люди ругают за пошлость и глупость именно те фильмы, которые имеют устойчивый рейтинг?

Подорожнова: Как правило, рейтинговые сериалы потакают вкусам массового зрителя. Есть еще зритель элитарный, с другим вкусом, он, обычно, и ругает. Так же, как обычный зритель, не понимает и не принимает авторское кино. Это дело вкуса. 

РГ: Еще в редакции была отмечена твоя удивительная работоспособность. Могла выдавать в день по центровику - добротному, аналитическому, не лишенном красок и эмоций. Тогда, когда мерилом работы журналиста было количество строк, ты непобедимо стояла на первом месте. А сейчас - сколько можешь выдать на-гора в день? Сколько времени пишется сценарий? Есть ли у тебя планы на день - или ты человек вдохновения?

Подорожнова: Вообще журналистика воспитывает замечательные качества. Кроме психологизма и чуткости - а ну-ка попробуй за несколько минут убедить своего собеседника, что он должен поделиться с тобой информацией или рассказать о самом сокровенном, - она развивает удивительную работоспособность. Работа в ежедневном издании чревата тем, что в любой момент может слететь материал, образоваться на полосе "дырка", которую срочно нужно успеть закрыть. Приобретенные качества остались со мной и в новой профессии.

В среднем написание одной серии сериала занимает две недели. Для меня комфортный срок - 4-5 дней. Были случаи, когда из-за производственной необходимости нужно было написать серию за два дня, и даже за один. А в прошлом году мы писали вчетвером длинный сериал. По техническим причинам два человека из авторской группы выпали, и мы дописывали его вдвоем. И вот чтобы съемочная группа не простаивала, и кинокомпания не теряла деньги, нам необходимо было держать этот ритм на протяжении трех месяцев. И ни разу не было такого, чтобы я прислала сценарий позднее оговоренного срока даже на час. Работа в дед-лайн меня очень тонизирует, можно сказать, я получаю от нее большее удовольствие, чем обычно. Это совершенствование в выполнении более сложной задачи. По поводу вдохновения… Я не знаю, что такое поиски вдохновения. Озарения ждут люди, которые заигрывают со словом. А я с ним работаю - каждый день, а не жду вдохновения.

РГ: Когда ты еще училась в университете (но уже активно сотрудничала с газетами), то на вопросы анкеты о любимых темах писала: социальные катаклизмы - беспризорность, наркомания, алкоголизм, СПИД и венерические заболевания. Еще ты была знаменита своими феминистскими настроениями. Собираешься ли ты вернуться к этим темам в своих сценариях? Или интересы поменялись?

Подорожнова: Нет, мне по-прежнему интересны эти явления, и многие из них уже стали темой моих серий. Ну, а феминизм - это шутка, я просто за равноправие полов. По своему опыту знаю, что обычно представительницы слабого пола в несколько раз более трудолюбивее, ответственнее и целеустремленнее, чем мужчины. Однако если будет стоять выбор мужчина-специалист, или женщина, при прочих равных условиях, предпочтение отдадут мужчине. Как сказал один из моих руководителей: "Всем ты хороша Лера, только - не мужик". Но я небезуспешно борюсь с этим феноменом.

РГ: Сайт форума сценаристов открывается девизом. Цитирую: "Говорят, талант должен быть голодным. Мы считаем, что чем голоднее талант, тем больше халтуры выходит из-под его скорой руки, ибо вместо того, чтобы творить, ему приходится малевать, пытаясь свести концы с концами". Твой комментарий?

Подорожнова: Это похоже на крик души в сторону продюсеров, урезавших наши гонорары после кризиса. Я лучше процитирую пункт рекомендаций, составленных редактором к одному "милицейскому" сериалу: "Старайтесь не халтурить, даже если понимаете, что эта работа не принесет вам больших денег и славы. Иначе в какой-то момент окажется, что халтура - это все, на что вы способны".

РГ: Фильм "Глухарь. Продолжение" в этом году стал победителем "ТЭФИ" в номинации "Телевизионный художественный сериал". Что означает эта награда - лично для тебя?

Подорожнова: Думаю, эта награда доказала, что нам удалось стать командой и сделать хороший сериал, который волнует каждого. Я еду в транспорте - там обсуждают "Глухаря", захожу в магазин или парикмахерскую - там то же самое. Сериал никого не оставил равнодушным. Одни, увидев, что-то знакомое, пришли в восторг, что получилось так реалистично. Другие считают, что нельзя показывать по телевизору милиционеров, которые могут избить задержанного, использовать служебное положение в своих  интересах, спиваться и т. д. Герой, мол, должен быть мужественным, эталоном честности и порядочности. Как в "Следствие ведут знатоки". Да, наши герои не такие. Они не картонные фигурки, а самые обычные люди со своими слабостями, и сильными сторонами. И тем, кто говорит, что так вести себя нельзя… Я могу возразить: благодаря нашему сериалу отношение к милиции стало лучше. Об этом говорят результаты опросов общественного мнения, обсуждения на форумах сотрудников МВД. Молодежь пишет, что после просмотра сериала "Глухарь", многие приняли решение идти учиться в вузы МВД.  

Фильмография

Сериал "Глухарь. Возвращение" (Глухарь-3). 64 серии. Кинокомпания "DIXI". Канал НТВ. 2010 г. 
Сериал "Пятницкий". 10 серий. Кинокомпания "DIXI". Канал НТВ. 2010 г.
Сериал "Глухарь. Продолжение". (Глухарь-2). 48 серий. Кинокомпания "DIXI". Канал НТВ. 2009 г. ТЭФИ-2010 в номинации "Лучший телевизионный художественный сериал". 
 "Наркотрафик". 24 серии. Кинокомпания "Гамма-продакшн" по заказу канала НТВ. (в производстве).
 "Темные воды" 4 серии. "Одесская киностудия" по заказу канала "Россия"
(в производстве).
"Дом малютки" 4 серии. Кинокомпания "Русское". Канал "Россия" 2010 г.
Сериал "Отблески" 25 серий. Кинокомпания "DIXI". Канал РЕН-ТВ. 2010 г.
 "Ее сердце" художественный телефильм. "Новая студия". Канал "Россия". 2009 г.
 "Кровь не вода". 4 серии. Кинокомпания "Русское". Канал "Россия". 2009 г.
 "Еще один шанс" 4 серии. "Одесская киностудия". Канал "Россия". 2009 г.




 

Культура Кино и ТВ ТВ и сериалы Филиалы РГ Юг России ЮФО Ростовская область Ростов-на-Дону Лучшие интервью Мир женщин Неделовой завтрак с Ларисой Ионовой
Добавьте RG.RU 
в избранные источники