В Таллине в субботу прошла торжественная церемония вручения премий Европейской киноакадемии (европейский аналог "Оскара"). Абсолютным триумфатором церемонии, как и ожидалось, стал политический триллер Романа Поланского "Призрак".
Эта картина о "литературном негре", который с опасностью для жизни пишет книгу мемуаров за британского экс-премьера, получила шесть премий - как лучший европейский фильм, где лучшая режиссура (Поланский), лучший сценарий (Поланский и Роберт Харрис), лучший актер (Юэн МакГрегор), лучший художник (Албрехт Конрад) и лучший композитор (Александр Десплат).
Лучшей актрисой, по итогам тайного голосования 2 300 киноакадемиков, оказалась француженка Сильви Тестю в драме о кризисе веры "Лурд" Джессики Хауснер. Единственный представитель российского кино в европейской призовой гонке Павел Костомаров, выдвинутый за операторскую работу в фильме Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", уступил первенство Джиоре Бежачу в израильском фильме "Ливан". Это своего рода операторский подвиг: действие всей картины происходит в танке на полях ливанской войны 1982 года, и визуальный аскетизм фильма режиссера Самуэля Маоза не имеет аналогов - не случайно "Ливан" стал золотым лауреатом Венецианского фестиваля. Эта же картина в Таллине была удостоена и приза ФИПРЕССИ как главное "европейское открытие".
Лучшим по искусству монтажа признан фильм Оливье Ассаяса "Карлос" (монтаж Люка Барнье и Марион Монье).
Приз канала ARTE за лучшую документальную ленту получила "Ностальгия по свету" Патрицио Гузмана (Чили). Лучшей анимацией признан "Иллюзионист" Сильвэн Шоме. В номинации короткометражек победила лента Катаржины Климкевич "Ханой - Варшава" (Польша).
Премии Европейской киноакадемии за вклад в киноискусство удостоен 70-летний швейцарский актер Бруно Ганц. И наконец, престижная премия зрителей за лучший европейский фильм 2010 года досталась фантастическому гротеску Жако Ван Дормеля "Господин Никто".
О закономерности триумфальной победы "Призрака" можно спорить. Несомненно, на итоги тайного голосования академиков повлияло решающее, но не имеющее отношения к искусству обстоятельство: фильм фактически продиктован из-за решетки режиссером, находившемся в заключении по обвинению в давнем изнасиловании несовершеннолетней. Почему статус знаменитого режиссера выводит Поланского из ряда обычных смертных и делает его неподвластным закону, объяснить никто не берется, однако волшебная сила солидарности цеховой (а, возможно, и мужской) сделала свое дело. В результате далеко не лучшая даже у Поланского работа стала беспрецедентно успешной, а за бортом премиального корабля оказались такие сильные картины, как "Субмарино", "Душевная кухня", "Мед", "Когда мы уйдем", "Как я провел этим летом" - призеры мировых фестивалей 2010 года.