Виновником крушения "Конкорда" в 2000 году признана американская авиакомпания

Суд парижского пригорода Понтуаз, где минувшей весной в течение трех с половиной месяцев слушалось дело о крушении десять лет тому назад сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд", объявил в понедельник свой вердикт.

Главным виновником катастрофы признана американская компания "Континентал Эрлайнз", у которой были обнаружены серьезные проблемы, говорится в решении суда, с "организацией техобслуживания самолетов". Ей было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве.

Напомним, что катастрофа произошла 25 июля 2000 года две минуты спустя после того, как "Конкорд" французской авиакомпании "Эр Франс" с бортовым знаком F-BTSC оторвался от взлетной полосы столичного аэропорта Руасси - Шарль де Голль. Сотни очевидцев видели, как из-под левого крыла лайнера вырвалось яркое пламя, и он рухнул на землю. Погибли все 109 пассажиров и членов экипажа, а также четыре человека, которые находились в гостинице "Отелиссимо", на которую упал самолет.

Как было установлено после многочисленных экспертиз, основной причиной трагедии стала титановая пластина длиной в 43,5 сантиметра, на которую наехал при взлете "Конкорд". В результате покрышка левого колеса разорвалась, что вызвало цепную реакцию. Куски резины, обломки шасси пробили левое крыло, где находится бензобак, со всеми вытекающими из этого гибельными последствиями. Злополучная пластина накануне отвалилась с самолета DC-10, который принадлежал компании "Континентал Эрлайнз". В ходе кропотливого расследования было доказано, что накануне DC-10 обслуживался в Техасе на площадях технической зоны аэропорта Хьюстона. Механик Джон Тейлор, которому было поручено заменить деталь самолета, сделал это кое-как, а его начальник не проверил исполнение работы.

Хотя обвинение настаивало на тюремных сроках для нескольких человек, как французов, так и американцев, только Джон Тейлор был приговорен к 15 месяцам условно.

Таким образом, судьи не прислушались к аргументам адвокатов американской компании, которые утверждали, что самолет загорелся за 700 метров до того, как проехал по металлической пластине с DC-10.

По делу о крушении лайнера проходили его создатель, директор программы "Конкорд" 80-летний Анри Перье, его "правая рука" Жак Эрюбель, а также один из бывших руководителей Главного управления гражданской авиации Франции Клод Францен. Все были оправданы, хотя ранее обвинялись в том, что не достаточно оперативно реагировали на проблемы, возникавшие во время эксплуатации "Конкорда". Суд признал, что изменения в конструкцию самолета, когда возникала необходимость, вносились. Тем не менее в Понтуазе было решено, что гражданскую ответственность вместе с "Континентал Эрлайнз" разделит французский аэрокосмический концерн EADS, на долю которого придется часть выплат по возмещению ущерба.

Ранее страховщики "Эр Франс" уже выплатили жертвам катастрофы примерно 100 миллионов евро. Теперь, скорее всего, они переадресуют этот счет "Континентал Эрлайнз".