Михаил Барщевский, юрист:
- Президент в своем Послании Федеральному Собранию заявил, что "ничьих детей в нашей стране быть не должно". Я тоже так думаю. Что для этого нужно? Если говорить о кардинальных вещах, то для начала надо упростить и дебюрократизировать отечественную систему усыновления. Потому что многие люди, кто поначалу мечтает усыновить детей, сталкиваясь с мощными бюрократическими преградами, отчаиваются и опускают руки. Сам через это прошел, так что знаю, о чем говорю.
С другой стороны, нам придется ввести санкции за отказ от усыновленного ребенка. Этот серьезный шаг нужно серьезно обдумывать. Такой отказ имеет для маленького человека слишком негативные последствия. Лучше всю жизнь прожить в детском доме, чем быть выбранным, а потом отданным назад - не понравился.
Это то, что можно сделать уже сегодня. Хорошая идея и материально поощрять усыновление. Потому что это достаточно дорогое удовольствие.
Нужно и больше говорить, больше писать в СМИ о проблеме сирот. Ведь у нас страна такая: если что-то становится модным, в хорошем смысле этого слова, то люди начинают откликаться на новые веяния. Пока же усыновление окружено некой пеленой чего-то скрываемого, не то чтобы неэтичного, но очень странного. До россиян должно дойти: взять ребенка - это обычный нормальный поступок.
Нужно перевернуть что-то в головах, чтобы никто ни на усыновителя, ни на усыновленного не показывал пальцем. Хватит уже пускать по телевизору ужастики, рассказывающие о тех кошмарах, с которыми сталкиваются люди, пошедшие на то, чтобы взять детей.
Да, проблемы возникают, но разве их нет в обычных семьях? Рассказывать нужно не только о них, по принципу нет никаких других новостей, кроме плохих. А почему наши средства массовой информации так мало рассказывают о счастливых случаях усыновления? Ведь даже психологическая проблема привыкания к тому, что в твоем спокойном доме, живущем размеренным распорядком, вдруг поселяется тайфун под названием "ребенок", - она же радостная. Да, привыкнуть к чужому на первых порах человеку трудно, но реально.
Есть и материальные осложнения: когда ребенок приходит из детского дома, его сразу же нужно одеть, обуть, по врачам поводить. Если дети в том возрасте, в котором мы взяли своих двойняшек (им было два с половиной), ими надо серьезно заниматься, развивать.
Всем же сейчас хочется, чтобы еще до школы чадо научилось читать, писать, ходило в спортивные кружки, рисовало. Ведь оно же не случайно у вас получилось - усыновленный ребенок желанный и неслучайный, не "по залету" же, что называется. Вполне естественно, что экономить на его обучении, развитии не хочется. Сложностей, в том числе и финансовых, много, но они все преодолимые и даже приносят удовольствие. Взять ребенка - это же не то, что, знаете, купил красивую вещь, дома поставил и наслаждаешься созерцанием.
У нас с женой двойняшки - Максим и Даша, им сейчас пять с половиной лет. Взяли мы их три года назад. Не могу понять тех, кто боится с приходом в дом детей лишиться возможности спокойно отдохнуть, полежать или почитать в тишине. Мы с женой как раз и хотели, чтобы в доме не было тишины, и дети целиком оправдали наши надежды. Тишины и спокойной жизни нет. Но ведь это же кайф!
Елена Драпеко, актриса:
- Президент правильно поставил задачу, сказав, что в России не должно остаться ни одного ребенка-сироты. Но это задача идеальная.
Мне кажется, задача номер один сегодня - проще и практичнее. Это социальное обеспечение семей с детьми вообще, не только с усыновленными сиротами, но и с обычными родными. Как только мы решим проблему семей с детьми, у нас разрешится и проблема сиротства. Сегодня и собственного-то ребенка воспитать достаточно сложно. А уж взять на воспитание чужого - это, конечно, серьезные дополнительные риски. Для минимизации этих рисков, для того чтобы люди были спокойны на случай, если усыновленный ребенок окажется серьезно болен или у него обнаружится девиантное поведение, государство должно выстроить систему помощи усыновителям.
Тяга к усыновлению детей есть. Она естественна, как тяга женщин к материнству. Тем более что сегодня многие женщины не могут родить своих детей из-за болезней, из-за часто ужасной экологической обстановки. И, конечно, усыновление сирот могло дать этим женщинам счастье материнства.
Но при этом надо решить все проблемы с социальным обеспечением. Не нужно замыкаться исключительно на сиротах и оказывать бюджетную помощь только их воспитателям. Так мы можем получить перекос или обратный эффект. Кое-кто попытается зарабатывать на сиротах, мы же уже с этим сталкивались.
Я не считаю, например, что нужно ликвидировать все детские дома. У нас все-таки должны остаться приюты, куда ребенок может всегда вернуться из приемной семьи, потому что не всегда ему бывает хорошо в ней.
Семья с приемным ребенком должна быть подстрахована, и в том числе обеспечена доброкачественным профессиональным психологическим сопровождением семей с приемными детьми. Потому что возникает очень много психологических проблем и у ребенка, и у родителей, и у родных детей.
Но еще раз повторю: прежде всего надо помочь даже не усыновителям, а обычной семье с детьми.
Какие самые большие социальные изъяны мы видим в жизни обычной семьи с детьми?
Прежде всего не хватает зарплаты. Раньше один работающий в семье мог обеспечить несколько неработающих. Сегодня зарплата отца и мужа не позволяет жене и матери не работать, а возиться с 2 или 3 детьми. А когда работают оба родителя, то при отсутствии системы доступных и удобных, неподалеку от дома расположенных ясель и детсадов, ребенка просто некому воспитывать. Дети становятся ужасной нагрузкой на родителей. Двух детей они еще как-то вытягивают, а вот уже с третьим проблемы. Воспитание детей становится ну просто невероятной физической нагрузкой - ребенка надо возить в детсад, школу, кружок. Обязательно - при сегодняшнем уровне небезопасности - везде провожая и встречая. А надо еще учесть, что многих ранее существовавших льгот - на бесплатный проезд в транспорте, бесплатные кружки - сегодня для многодетной семьи нет.
Как только люди начнут нормально жить в обычной семье, и с сиротством справимся.
Мои знакомые богатые родители решаются и на третьего и на четвертого ребенка, потому что для них нет проблемы нанять няньку, отдать ребенка в хорошую школу и т.п.