Реальные затраты бизнеса на госуслуги в среднем на 40 процентов превышают установленные расценки. К тому же, как показал мониторинг качества госуслуг в 2010 году, заявителю для решения своей проблемы порой приходится обращаться в различные инстанции более семи раз.
И минэкономразвития уже разрабатывает концепцию повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы. Органы власти должны быстрее и результативнее реагировать на запросы граждан и бизнеса, это общемировые тенденции реформирования госуправления, подсказал генеральную линию концепции представитель Всемирного банка, руководитель программы содействия реформе госуправления в России Йенс Кристинсен.
Этот тезис озвучил на всероссийской конференции, посвященной развитию перспективам государственного управления. В ее работе приняли участие аппаратчики из 79 регионов России и 60 федеральных органов власти.
Впрочем, господин Кристинсен весьма позитивно оценил "четырехлетку" административной реформы, которая заканчивается в России в этом году. И назвал "замечательной" выставку, на которой с десяток российских регионов продемонстрировали реально действующие сегодня на местах многофункциональные центры услуг (МФЦ). С их помощью люди без очередей и нервотрепки через одно "окно" могут оформлять необходимые документы на землю, собственность, квартиры и дачи, а также всевозможные социальные пособия, компенсации и субсидии. Сегодня в 49 регионах действует уже 166 МФЦ, а к 2015 году их количество планируется увеличить почти в 15 раз, до 2400. Часть этих центров финансируется из региональных бюджетов, часть - с помощью федеральных денег. В МФЦ граждане могут получить от 70 до 120 государственных и муниципальных услуг. Некоторые центры даже прозвали "фронт-офисами", настолько интенсивно и бесперебойно идет в них прием "по личным вопросам". Там, где есть МФЦ, они практически выбили почву из-под мелкой коррупции и посредников, наживающихся на прикармливании чиновников разных госинстанций. "Все это доказывает, что в России сектор госуслуг активно модернизируется. Тем не менее уже назрела необходимость реформы второго поколения", - заключил представитель Всемирного банка.
О том, каким будет этот второй этап реформы госуслуг, рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина. "Задачи, которые мы ставим, не декларативные, а технологичные", - подчеркнула министр. Для начала она напомнила, что с 1 июля 2011 года госслужащим запретят требовать от граждан, обращающихся за госуслугами, справки от других ведомств. "Органы власти должны будут взаимодействовать между собой сами", - пояснила министр. Концепция реформы госуправления предполагает, что в условиях модернизации экономики в стране произойдет еще более масштабное снижение административных барьеров и повысится доступность госуслуг. "Наше видение - компактное, сервисно ориентированное государство, в котором гражданин тратит минимум времени на получение услуги, а бизнес - на открытие и ведение своего дела", - уточнила Набиуллина. И перечислила способы, с помощью которых можно прийти к такому идеальному государству, обеспечивающему права и свободы своих граждан.
Во-первых, по ее словам, произойдут радикальные перемены в лицензировании. Сократится лицензирование многих видов услуг, будут введены бессрочные лицензии, установлены исчерпывающие требования к ним. Кроме того, взаимодействовать с лицензирующими организациями бизнес будет в электронной форме.
Во-вторых, концепция стратегии предполагает облегчить процесс создания новых бизнесов с помощью уведомительного порядка. Пока в России только по 20 видам предпринимательской деятельности существует уведомительный порядок открытия дела. В основном это торговля, общепит, услуги по перевозке пассажиров и багажа, предоставление бытовых услуг. В будущем планируется в разы увеличить количество таких видов деятельности.
В-третьих, государство будет передавать государственный контроль в руки саморегулируемых организаций (СРО). "Сегодня они уже существуют во многих видах бизнеса. В них есть плюсы. Есть и минусы, особенно в строительных СРО, которые требуют коррекции", - заметила Набиуллина. Но в целом, по ее словам, минэкономразвития будет "двигать" СРО дальше. "Это реальная эффективная альтернатива госконтролю", - добавила министр.
В-четвертых, повсеместно в регионах будут внедрять такой новый элемент, как оценка регулирующего воздействия на экономику различных ведомственных нормативных актов. Недавно созданный в минэкономразвития департамент с одноименным названием - одно из любимых детищ министра. По ее словам, в последнее время очень часто приходится сталкиваться с ведомственными приказами, распоряжениями, которые внедряются в практику, невзирая на издержки для предпринимателей. "Таким "избыточным документам" надо ставить заслон, чтобы они не появлялись вновь и вновь", - отметила Набиуллина. С сентября 2010 года, времени, когда начал действовать департамент, в минэкономразвития проанализировали 37 ведомственных нормативных актов. Половина из них получила отрицательные заключения. По словам Набиуллиной, ревизию должны пройти и другие документы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В-пятых, обратила внимание Набиуллина, будет составлен перечень так называемых "сопутствующих" услуг, которые оказывают посредники и которые государственными органами власти, по сути, навязывают гражданам и бизнесу. Для госорганов будет установлен запрет на требование тех услуг, которые не включены в список. При этом цены на "сопутствующие" услуги из списка будут официально устанавливать в отдельном прейскуранте.