Крупнейший российский производитель молочной продукции и соков "Вимм-Билль-Данн" к весне следующего года планирует влиться в компанию PepsiCo. Если опасения скептиков оправдаются и молочники переквалифицируются с ряженки на производство "продуктов, соединенных с напитками", то в России может возникнуть дефицит привычных молочных продуктов.
Сейчас наша компания занимает, по оценкам экспертов, около 20 процентов молочного рынка страны, а в производстве цельномолочной продукции - 40 процентов. Теперь эта доля может отойти в руки заморских инвесторов. Некоторые аналитики уже увидели в "сделке века" угрозу национальной продовольственной безопасности. Другие, наоборот, усмотрели в ней только выгодный бизнес-ход инвестора.
"Наш молочный рынок привлекателен и размерами, и потенциалом", - считает руководитель аналитического центра "Союзмолоко" Татьяна Рыбалова. К тому же он увеличивается по мере роста доходов населения. А спрос на газированные напитки постепенно снижается. "Зарубежная компания-инвестор присутствует на российском рынке с конца 1970-х годов, знает его особенности и имеет свою хорошо отлаженную систему дистрибуции, - объясняет Рыбалова. - Приобретение нашего производства и диверсификация бизнеса - не импульсивная покупка, а реализация продуманной стратегии". Угроза продовольственной безопасности страны может быть только в одном случае, уверен Владимир Лабинов, если инвестор вывезет все молоко и оборудование нашей компании за рубеж. Но в планы сторон это, по его словам, не входит.
Приход каждого крупного инвестора, как правило, сопровождается модернизацией и изменением ассортиментного портфеля, считает Рыбалова. Лабинов тоже согласен: ради технического обновления отрасли в таком поглощении есть смысл. В последние годы в молочное животноводство приходило много инвестиций, а в переработку - нет. Такие крупные вложения помогут вывести Россию на молочный экспорт, считает Лабинов.
В самой компании заявляют, что намерены открыть экспорт продукции в страны Центральной Азии и Восточной Европы и наладить производство своих "уникальных" продуктов. По всей видимости, уникальными считаются обогащенные молокосодержащие продукты. Судя по заявлениям представителей зарубежных инвесторов, размышляет Рыбалова, компания сосредоточит основные усилия на увеличении производства функциональных продуктов, в состав которых входят биологически активные вещества, и напитков на основе молока или молочных компонентов. Она уже имеет опыт производства подобных напитков, которые позиционируются как здоровая альтернатива газированным безалкогольным напиткам на зарубежных рынках. Для российских потребителей при этом важно, уверены эксперты, чтобы новая компания сохранила и увеличила объемы производства питьевого молока и традиционных молочных продуктов, особенно тех, которые выделены в категорию национальных, таких как кефир, ряженка, простокваша и другие. По словам Рыбаловой, восполнить эту "брешь" будет сложно.
Тем временем цены на цельное молоко в рознице уверенно растут. Напиток еженедельно дорожает на 0,3-0,4 процента. Но из-за поглощения нашего гиганта, уверен эксперт, стоимость молока не должна резко подскочить. Он не является монополистом, поэтому рынок будет корректировать цены и не даст им сильно подняться.
Сумма предстоящей сделки должна составить 5,8 миллиарда долларов. Ее реализация будет проходить в два этапа. Но сначала надо получить одобрение от ФАС и комиссии по иностранным инвестициям.