И здесь никак нельзя было обойтись без "Российской газеты". Одно из наших приложений, выходящих уже на десяток стран мира, La Russie d Aujourd hui вкладывается в популярное издание "Фигаро".
Ну и, конечно, по традиции, уже в 13-й раз русский Париж собрался попраздновать среди своих, потанцевать, облачившись в смокинги и вечерние платья, отведать фуа гра и шампанского.
Быть может, блондинки хотели и слегка посоревноваться друг с другом в роскоши нарядов и длине каблуков на толстой платформе. Но дело было не в этом, точнее, не только в ночном балу, организованном, привожу официальную должность, "мастером праздников" Мишелем Сойером в самом престижном месте мировой столицы - "Автомобильном клубе" прямо на площади Согласия.
Пляскам, тостам и прочему предшествовал среди других мероприятий и экономический форум, прошедший в этот же день в стенах сената. И несмотря на непонятно как появившиеся в теплом Париже сугробы, на глазах превращавшиеся в бурные водяные потоки, народ собрался с силами и зонтами. Пришел, откликнулся на приглашение энтузиаста князя Павла Галунского, чтобы не в лишний раз наметить пути политического, а в основном экономического движения.
Пожалуй, князь Павел и был единственным представителем той, первой волны русской эмиграции, хлынувшей в Париж-прибежище, Париж-спасение после известных событий 1917 года. Он - третье и все равно уже не молодое поколение тех, кто осел здесь, когда родители, наскоро собрав пару чемоданов, рванули в 1920-м в южный порт, чтобы в суровой борьбе занять место на отплывающем военном корабле. Потом у Павла был юридический факультет в американском Гарварде, мотание по миру, Париж и любовь к Родине, звавшейся Россией. На таких людях держится не только развеселый Кремлевский бал в Париже, но и целая идея. Мы - русские, даже разбросанные по всему миру, и должны помогать не только себе, любимым, но и процветанию нашей страны. Не всегда проекты обязаны быть грандиозными и государственными. Даже маленькие шажки к сближению-пониманию ценны и полезны.
Ну, а шаги по танцевальному паркету и по шикарному ресторану на втором этаже делала уже вся разодетая и разномастная масса современных соотечественников, волею судьбы осевшая на время ли, навсегда в Париже. Когда девочка при входе дала мне билет "стол N14", ее юные кавалеры даже присвистнули: "Вы будете сидеть рядом с самим Робером Оссейном". И точно, моими соседями справа оказались знаменитый французский актер и режиссер и его милейшая, полная забавных историй жена Кэндис. Рядом примостилась еще одна киношная знаменитость - постаревшая, но все равно прекрасная Милен Демонжо.
Ну, а цель моего участия в Кремлевском бале формулировалась так. В знак признательности заслуг "Российской газеты" и его французского приложения вручить по поручению организаторов торжества три приза российским режиссерам за их фильмы, удачно прошествовавшим по международным фестивалям в этот благодатный для нашего кинематографа год. Франко-американский кинокритик Франсуаза Массон сделала захватывающую нарезку из фильмов трех режиссеров - трех Алексеев - Учителя, Федорченко и Попогребского. Это, соответственно, "Край" с Владимиром Машковым, "Последнее путешествие Тани" и "Как я провел этим летом". Увы, ни один наш Алеша из-за занятости до Парижа и до элегантных призов, специально изготовленных Академией люкса, не добрался. Могла возникнуть в программе некая заминка, и паузу пришлось заполнять той же Франсуазе Массон и вашему покорному слуге. К сожалению, к нам не смог присоединиться сосед по столику Оссейн. У него, бедняги, тяжеленный перелом ноги, и жена привела его на торжество на двух костылях, с трудом усадив. Мы с Массон пели славу нашему кинематографу и трем его достойнейшим представителям на русском, французском и, по просьбе организаторов, на английском, которым в основном и пользуется новый русский Париж. А Оссейн своим не потерявшим громкости голосом подкрикивал нам, сидя за столиком. В результате все три приза были вручены представителю "РГ", и один из них, завернутый в мои свитера и брюки, чтоб не разбился, я везу в Москву: передам знакомому мне Учителю по просьбе французов.
Все-таки не перестаю удивляться популярности Робера Оссейна. Спокойного ужина не получилось. Столик атаковали толпы русских, в основном поклонниц, причем совсем не ветеранов, а молодых и хорошеньких. Автографы, фото на память, преподношение мэтру разных российских подарков... Хоссейн отлично говорит по-русски, объяснял каждой подлетавшей к нему даме: "Мама - русская, из Киева, а папа - из Самарканда. Отсюда и фамилия - Хусейнов, Гусейнов...". И постоянно спрашивал у меня: "Неужели меня так у вас помнят и знают, только потому, что я играл Маркиза в "Анжелике"? Приходилось кивать, немного расстраивать действительно великого французского театрального режиссера и серьезного актера российского происхождения. У Оссейна громадье планов. Бывший посол России во Франции, ныне министр культуры Александр Авдеев приглашал его с Кэндис в любимую Робером Москву, где, по словам французской знаменитости, "может затеяться нечто театральное грандиозное с участием 250 актеров". Оссейн - великий мастер на такие масштабные постановки. Вот только залечит ногу и приедет. Когда я, набравшись смелости, спросил о возрасте, сосед по столику прижал палец к губам и вывел твердой рукой на карточке ужина из шести блюд: "30 декабря - 83 года".
Между тем праздник продолжался, и его вдохновитель Мишель Сойер поведал о планах. Следующий, уже 14-й по счету, Кремлевский бал хорошо бы устроить в стенах Московского Кремля. Пригласить в Россию того же Оссейна с супругой, Милен Демонжо, пусть не говорящую по-русски, но с нашенскими корнями, других благоволящих звезд французской культуры. Перекрестный год двух стран завершается. И дал он хороший разгон для добрых и полезных дел, сердечных отношений. На таком раскате можно здорово разогнаться.