Совет Федерации одобрил Федеральный бюджет России на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. На развитие науки и технологий предусматривается выделить 178 млрд рублей. Финансирование науки и образования - больной вопрос, и это понимают руководители самого высшего уровня. И очень хорошо, что они заостряют этот вопрос. Но очень хотелось бы, чтобы также четко прозвучал на самом высшем уровне и ответ, как эффективно используются выделяемые ресурсы.
Вспоминаю первый конгресс соотечественников-ученых в Берлине, который прошел в мае этого года. Наши "там" с трудом понимали наших "здесь", говоря о научных проблемах и реализации их решений. А ведь они не так давно уехали в зарубежные лаборатории. И вдруг осенило. Они говорили на разных языках. Наши "здесь" докладывали об освоенных ресурсах, а наши "там" - о полученных инновационных результатах.
Многие из них признались: даже тот, кто в науке "здесь" показывал не самые сильные результаты, поработав в зарубежных научных центрах, фонтанирует идеями, мыслями, инновационными решениями. Потому что там - другая научная и творческая атмосфера. Да, к сожалению, "здесь" ситуация негативна для творческого роста. И когда наших ученых спрашивают "там", сколько патентов получено, сколько прорывных исследований сделано, и какие заявки на научные достижения поданы, отвечать им часто нечего. Огромные ресурсы "освоены", а вот такая мелочь, как результат, их мало волнует. А ведь именно из-за таких "мелочей" стоим на месте или, в лучшем случае, буксуем.
Что же конкретно нужно предпринять? Во-первых, мы должны пересмотреть критерии оценки образовательных и научных учреждений. И согласно четким критериям оценки результатов, использовать ресурсы. В науке и образовании, как и в любой другой отрасли, нужна прозрачная конкурентная среда, причем оценка должна происходить по конкретным инновационным достижениям, уже внедренным в производство. Если вуз (любой формы учредительства) или научное учреждение за много лет не подавало заявки на научное открытие, сразу возникает вопрос: зачем эта структура нужна государству, обществу? И зачем поощрять научное учреждение только за то, что оно стало когда-то брендовым. Ведь другие, менее "гудящие" и "звенящие" уже обошли его. Более того, в постиндустриальном обществе, по существу, нет ни одного примера, когда брендовые структуры добивались прорывного успеха. Кроме того, что они самые большие и умеют осваивать огромные ресурсы. А где результаты?
Так почему же мы все равно наступаем на одни и те же грабли? Реально мы топчемся на месте. А если бы двигались вперед, то выделенных за годы существования новой России ресурсов хватило бы, чтобы сделать мощный рывок. Большинство экспертов, как отечественных, так и зарубежных, убеждено: вложение денег без кардинальных организационно-экономических изменений в сфере образования и науки не только не продвинет эту сферу, но и превратится в стагнирующий фактор для нее. И мы это уже наблюдаем.
Владимир ЗЕРНОВ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВУЗОВ РОССИИ