Налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал к принятию проект поправок к Налоговому кодексу (НК), которые вводят в качестве дополнительного объекта налогообложения пункты приема ставок букмекерских контор и тотализаторов. Одновременно автор законопроекта, член Совета Федерации, Александр Починок сказал, что намерен добиваться ужесточения наказания для нелегального игорного бизнеса, вплоть до пожизненного заключения.
Проект закона о дополнительном налогообложении букмекерских контор и тотализаторов был внесен в Госдуму в сентябре этого года. В документе предлагается взимать с каждого пункта приема ставок от 5 до 7 тыс. руб. в месяц. Так как налог на игорный бизнес отнесен к числу местных, то конкретную ставку налогообложения получат возможность определять региональные законодательные собрания. Если они этого не сделают, будет считаться, что ставки максимальны - 7 тыс. руб. в месяц. Эти деньги организаторам единственного вида азартных игр, разрешенных по всей стране, придется платить дополнительно к тем ставкам, которые взимаются с них сейчас: от 25 тыс. до 125 тыс. руб. в месяц с каждой компании.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что несовершенство отдельных положений Закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..." создает для немногочисленных действующих лицензиатов, а также соискателей лицензии серьезные препятствия в развитии бизнеса и порождает споры между участниками рынка и органами государственного контроля и надзора по вопросам законности осуществления данного вида деятельности.
В действующей редакции закона отсутствует определение понятия и правового статуса пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора. При этом структура функционирования букмекерских контор и тотализаторов, как в России, так и в других странах мира, строится по сетевому принципу, когда букмекерская контора обладает головным офисом и рядом обособленных подразделений. В головном офисе букмекерской конторы располагается квалифицированный персонал, формирующий перечень событий и условия пари, касса букмекерской конторы и специальное оборудование, обеспечивающее ведение учета ставок, фиксацию наступления события, являющегося условием пари, и определение сумм выигрышей для каждого участника азартной игры. В обособленных подразделениях, т.е. в пунктах приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, организатором азартных игр на основе данных, поступивших из головного офиса букмекерской конторы, принимаются ставки и выплачиваются выигрыши, т.е. производятся операции с денежными средствами.
Таким образом, по своему функциональному назначению пункты приема ставок выполняют лишь часть функций букмекерской конторы.
Ввиду отсутствия в законе определения понятия "пункт приема ставок букмекерской конторы", распространение на фактически существующие пункты требований, предъявляемых законом к игорным заведениям, затруднительно. Вместе с тем принятие организаторами азартных игр денежных средств и выплата выигрышей в пунктах приема ставок нередко квалифицируются контролирующими органами в качестве нарушения лицензионных правил и условий.
- Букмекерский бизнес очень заинтересован в поправках, - говорит президент Национальной ассоциации букмекеров России Олег Журавский. - Мы как раз и выступали инициаторами введения понятия "пункт приема ставок". Один пункт приема - это одно рабочее место девушки-операционистки. Мы также считаем справедливым введение дополнительного налога с каждого пункта приема ставок. Это позволит увеличить социальную ответственность нашего бизнеса перед государством. Я думаю также, что поправка позволит в первую очередь увеличить контроль за бизнесом, то есть каждый пункт будет вписан в лицензию плюс. Сейчас в России действует около 3 тысяч пунктов букмекерских контор. Бизнес развивается, и налоги с него пополнят местные бюджеты.