После завершения тура, посвященного 25-летию "Наутилуса Помпилиуса", известный музыкант не стал возрождать свою легендарную группу. А записал новый альбом с "Ю-Питером" - "Цветы и тернии". Накануне премьеры Вячеслав Бутусов в присущей ему неспешной и философско-ироничной манере ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Российская газета: Предыдущий диск "Богомол" вы записывали в Испании, привлекали маститого немецкого продюсера. Теперь от этой идеи отказались, поскольку она себя не оправдала или слишком уж дорого обходится творчество за границей?
Вячеслав Бутусов: В этот раз нам важно было обойтись своими силами, без лишних участников. И я полагаю, что мы поступили правильно, поскольку диск "Цветы и тернии" начали готовить в начале года и, как ни странно, к моменту его появления на свет в виде готовой пластинки прошло 9 месяцев.
Для нас это настоящее детище!
РГ: Изменились ли ваши музыкальные взгляды после успеха юбилейного тура в честь 25-летия "Наутилуса Помпилиуса". И в каком направлении, по-вашему, движется теперь "Ю-Питер"?
Бутусов: Все мы меняемся. Я несколько лет увлекался программированием, но теперь надолго этим пресытился. Это ведь сложная и интересная игра, но и утомляет как любая компьютерная игра. Куда мы идем сегодня? Хотелось бы ответить так: "Мы стараемся двигаться в направлении к взаимодействию и к взаимопониманию внутри нашего коллектива".
РГ: Всем всегда интересно знать, как строятся отношения в коллективах, где есть один явный лидер. Может быть, так: генерал приказал, остальные вытянулись по стойке смирно?! Вот у вас в "Ю-Питере" как - для примера - проходила работа над новым диском?
Бутусов: На сей раз мы действовали постепенно. Сначала я и Георгий (Каспарян - гитарист группы, экс-участник "Кино". - Прим. А.А.) подготовили фрагменты материала, заготовки. Затем собрались вдвоем на кухне и занялись набросками песен. А потом уже всем коллективом их обогащали и прорабатывали на репетиционной точке. Ну а потом доводили на студии "Добролёт". В основном вначале появлялась музыка, а затем подбирались или писались тексты. Исключение составила лишь песня "Дети минут" на стихи Виктора Цоя.
РГ: Поясните, что значит "подбирались"? А то можно подумать, что стихи вам не очень и важны. Хотя и вряд ли кто-то поверит в это утверждение, если оно прозвучит от автора слов "Синоптиков", "Последнего письма" ("Гуд-бай, Америка"), "Шара цвета хаки", "Крыльев" и "Эхолова"?!
Бутусов: "Подбирались" - это потому что у меня есть просто стихи, изначально не предназначенные для песен. Буду ли их издавать? Я печатаюсь тогда, когда назревает ситуация, то есть когда предлагают издать что-нибудь.
РГ: В этой премьере есть веяния рока 70-х, времени "детей цветов". Обращаете ли вы внимание: публика на юбилейный тур "Наутилуса" и на нынешние концерты "Ю-Питера" ходит одна и та же или разная?
Бутусов: Многие уже и не по первому разу приходят. В новой программе "Ю-Питера" подбор песен позволяет выглядеть аскетично, это довольно строгие песни. Несмотря на то что программа состоит из трех блоков ("Ю-Питер", "Кино", "Наутилус Помпилиус"), все выдержано в едином ключе.
РГ: Когда вы поняли, что альбом готов, и какая песня окончательно убедила в том, что работа завершена?
Бутусов: Мы всегда берем за основу большее количество песен, чем требуется для регламента альбома, чтобы потом было место для маневра. Но постепенно картина выстраивается и становится ясно, что подходит, а что откладывается до поры до времени. А если говорить про песню, то это, конечно, "Терновник", она мне особенно близка, если не сказать больше.
Это стихотворение написала моя любимая, и я его воспринимаю как персональное послание.
Я долго работал именно с этой песней, и в целом она очень емкая по музыке.
РГ: Несколько лет назад вы с Георгием Каспаряном планировали заново перезаписать песни "Кино", пригласить ее бывших музыкантов. Почему передумали?
Бутусов: Недавно вновь собравшиеся участники группы "Кино" в сотрудничестве с композитором Игорем Вдовиным перезаписали огромное количество песен "Кино" в рамках проекта "Игла-ремикс". И полагаю, что на сегодняшний день это идеальный вариант работы с песнями "Кино".
РГ: Вы редкий музыкант, который во время творческих вечеров откровенно отвечает на записки из зала. О чем в них обычно идет речь?
Бутусов: Зрители спрашивают о семье, о музыке во мне и обо мне в музыке, о вере в Бога, просто о житейских вещах. Иногда бывают неожиданные вопросы, навроде такого - сколько ложек меда я кладу в чашку чая.
РГ: Во время туров вы всегда берете с собой в дорогу книги. Какие читаете сейчас и каково ваше мнение о недавних победителях престижных книжных премий "Большая книга" и "Русский Букер" - соответственно, о книгах "Лев Толстой: бегство из рая" Павла Басинского и "Цветочном кресте" Елены Колядиной?
Бутусов: Пока, к сожалению, я ничего не могу о них сказать - в последнем туре я прочел первую часть романа "Жди" Евгения Никитина, а также читал письма игумена Никона.