За январь-сентябрь 2010 годапродажи кондитерских изделий выросли на 5,9 процентов

Новогодние праздники - высокий сезон для кондитеров. Сейчас они заняты приготовлением сладких подарков для детей - традиционных коробов, сундучков, зайцев и дедов морозов с конфетами.

Последствия кризиса, прежде всего в части снижения уровня платежеспособного спроса, в целом оказали определенное негативное влияние на российский рынок кондитерских изделий. Вместе с тем в силу своей специфики и прежде всего сравнительно низкой эластичности спроса сектор оставался сравнительно устойчивым. Согласно данным Росстата, в 2009 г. объем продаж кондитерских изделий снизился только на 1,5% в сопоставимых ценах (производство сократилось на 4%) и составил около 431,85 млрд руб. По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, спрос в значительной степени смещался в пользу более дешевой продукции. Падение в дорогих ценовых сегментах, вероятно, формировалось на более высоком уровне.

В 2010 г. конъюнктура рынка на фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации заметно улучшилась - за период январь-сентябрь продажи кондитерских изделий в сопоставимых ценах выросли на 5,9%.

Максим Клягин полагает, что в среднесрочной перспективе по мере преодоления основных негативных последствий кризиса и дальнейшего увеличения реальных располагаемых доходов населения рынок кондитерских изделий сможет сравнительно быстро пройти этап восстановления и вернуться к средним докризисным темпам роста в натуральном выражении. В денежном выражении прирост рынка в ближайшее время, очевидно, будет сохраняться на достаточно высоких уровнях, что будет происходить на фоне динамичного увеличения стоимости продукции, прежде всего в сегменте сахаристых кондитерских изделий, что связано со значительными темпами роста цен на основное сырье - какао-бобы и сахар-сырец. В последние годы наблюдается устойчивый восходящий тренд стоимости этих видов сырья из-за нестабильной ситуации с объемами предложения их на мировом рынке и высокой доли спекулятивной составляющей в торговле срочными контрактами на данные виды сырьевых товаров.

Например, напомним, что по итогам 2008 г. какао-бобы подорожали более чем на 70% (к концу года достигли 23-летних максимумов - 2675 долларов за тонну) и стали одним из наиболее востребованных спекулятивных инструментов. В 2009-2010 гг. восходящий тренд сохранился. Российские кондитеры делали попытки обзавестись собственными плантациями какао-бобов в Никарагуа, но условия местных властей их не устроили.

По данным аналитика "Инвесткафе" Антона Сафонова, в текущем маркетинговом году (октябрь 2010 - сентябрь 2011) предложение сахара превысит спрос на 9%. Но цены падать значительно не будут, т.к. многое зависит от урожая в Индии и Бразилии.

Рынок складывается из шести категорий товара - это шоколад, конфеты в коробках, конфеты весовые, карамель, мучнистые и сахаристые (мармелад, зефир, пастила). Карамели исторически в России потребляли очень много, но теперь ее доля снижается.

Сектор шоколада очень конкурентный, здесь тон задают западные компании. Крупнейший игрок - компания "Крафт Фудс", потом идут "Нестле" и "Объединенные кондитеры". Что касается конфет в коробках, то здесь на рынок пришел очень сильный игрок - "Ферреро". "Объединенные кондитеры" выпускают много продукции недорогих наборов, но занимают только четвертое место по стоимости продукции.

Рынок в достаточной степени консолидирован. Сейчас уже происходит слияние западных активов на российском рынке. Недавно компания "Крафт Фудс" купила фабрику в Чудово, принадлежавшую "Кэдбери". Но иностранцы продолжают скупать и российские активы: "Коркунова" купил "Марс", "Рузанну" купил "Нестле". Все крупные западные игроки на нашем рынке присутствуют.

Экспансия западных игроков не привела к технологическому скачку, как это наблюдалось в других отраслях, российские кондитерские компании всегда были хорошо оснащены, но они создали у нас конкурентную среду, способствовали развитию менеджмента, маркетинга, рекламы, логистики, и теперь отрасль вполне конкурентоспособна.

Россия экспортирует 200 тыс. тонн кондитерских изделий. В кризис этот показатель упал на 11%. Импорт был 325 тыс. тонн. Он тоже упал примерно на 10%. В общем, показатели невысокие, так что импорт на рынке не играет значительной роли. Больше всего на нашем рынке заметно присутствие украинских производителей, много меньше продукции завозится из Казахстана и Белоруссии. Украина увеличивает свои поставки, и кондитеры пытаются решить эту проблему. Конфеты - это производные сахара, ввоз сахара в Россию ограничен высокими пошлинами, а на карамель нет защитной меры.