Шесть Федеральных законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс, подписаны президентом РФ. Федеральный закон N 306 вносит корректировки в Налоговый кодекс и окажет влияние на работу Таможенного союза. Часть изменений этого закона посвящена замене понятий и терминов, другая часть, более ощутимая для бизнеса, - это появление статьи 186 (1) о порядке взимания акцизов по товарам Таможенного союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимыми в РФ с территории государства - члена Таможенного союза.
Закон предусматривает рост акцизов на сигареты почти в два раза, существенный рост акцизов на бензин и дизельное топливо. Устанавливает размер акцизов на спиртосодержащую продукцию и автомобили. Очень внимательно следует изучить новые изменения законов плательщикам акцизов, занятых в сфере оборота алкоголя и фармпрепаратов, парфюмерно-косметической продукции: с 1 января 2011 года спирт коньячный становится подакцизным товаром.
При этом закон облегчает жизнь предпринимателям, снимая акцизные требования с таких товаров, как парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно, виноматериалы.
Федеральный закон N 307 важен для тех, кто занят добычей главных богатств нашей страны. Все-таки решено повысить ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газа, но повышение предусмотрено постепенное - ежегодный рост ставки с 2011 по 2013 год. При этом ставки транспортного налога решено снизить в два раза. Идея, которой руководствовались творцы законов, была такова: если цены на бензин вырастут из-за повышения акциза, то нужно смягчить нагрузку на налогоплательщиков за счет снижения транспортного налога. Однако по-прежнему в Налоговом кодексе остается положение о том, что указанные ставки могут быть увеличены или уменьшены субъектами Российской Федерации. Поэтому контроль над окончательными налоговыми послаблениями по транспортному налогу будет устанавливаться законодателями каждого субъекта РФ.
Федеральный закон N 308 затрагивает финансовый сектор, а именно паевые инвестиционные фонды, инвестирующие средства пайщиков в объекты недвижимости. Это так называемые ЗПИФ. С 2011 года ЗПИФы должны будут платить земельный налог и налог на имущество, т.е. недвижимость, внесенную в фонды. Платить его будут управляющие компании. До сих пор имущество в ЗПИФах налогом не облагалось, и чтобы не платить налоги, недвижимость передавалась в ЗПИФы. Принятие нового закона закроет эту лазейку. Налог будет платиться за счет имущества, составляющего ПИФ, за исключением случаев, когда его недостаточно для исполнения данной обязанности.
Федеральный закон N 309 изменяет порядок применения нулевой ставки НДС при оказании услуг, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Ряд изменений призван унифицировать российский Налоговый кодекс с Таможенным кодексом недавно созданного Таможенного союза. Видимо, это связано с возможным вступлением России в ВТО и стремлением повысить эффективность деятельности Таможенного союза.
Законом установлен конкретный перечень таких услуг, в отношении которых применяется нулевая процентная ставка НДС, в основном это все, что связано с транспортировкой, перевозкой, передачей и хранением товаров, полезных ископаемых и электроэнергии. Этот закон касается всех экспортеров: им следует внимательно изучить изменения в ст. 165 НК РФ.
Федеральный закон N 310 поддерживает организации инвалидов, некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями, бюджетными вузами и государственной академией наук, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным вузам и научным учреждениям. Такие организации теперь вправе применять упрощенную систему налогообложения, даже если доля участия других юридических лиц в уставном капитале составляет более 25%. Это будет реальной поддержкой и стимулом для вузов и научных учреждений создавать подобные общества и самостоятельно внедрять инновации.
Президент России 1 декабря подписал еще один важный Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Изменения касаются статьи 48 Налогового кодекса РФ, которая регламентирует порядок действий налогового органа в отношении физического лица, если гражданин не исполняет требование об уплате налога.
Как и было ранее, если гражданин не выплачивает налог по требованию налоговиков, Налоговый кодекс разрешает налоговикам обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств.
В данную статью планируется внести изменения с 1 января 2011 года, и касаться они будут того, когда наступает право налоговиков подавать заявление в суд о взыскании налога с гражданина. И эта поправка, на мой взгляд, делает "финансовую машину" нашего государства более конкретной и более совершенной.
С нового года налоговый орган вправе будет обратиться в суд с одним заявлением в отношении всех требований, неисполненных гражданином, при этом сумма всех налогов, сборов, пеней и штрафов, подлежащих взысканию, должна превышать 1500 рублей. Отмечу, что это нововведение относится только к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Цель такой аккумуляции налоговых долгов в том, чтобы разгрузить суды от многочисленных судебных процессов по мелким суммам взысканий.
Президент РФ, Госдума и Совет Федерации поддержали вариант, который предложил минфин, - взыскивать долги по налогам по-прежнему через суд, но начиная с определенной, экономически целесообразной суммы. Стоит учесть, что в этом нововведении есть исключение, касающееся времени и суммы долга: если в течение трех лет с момента выставления самого раннего требования сумма задолженности не превысила 1500 рублей, то налоговый орган вправе обратиться с заявлением в суд о взыскании меньшей суммы в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
На пороге 2011 года стоит отметить, что давно со стороны государства не было решений по пересмотру такого большого количества ставок по налогам в различных областях. Похоже, налоговое законодательство ужесточается, и сомнений в том, что это так, у понимающих людей все меньше и меньше, особенно если учитывать ожидаемый рост налоговой нагрузки на малый, средний и крупный бизнес в следующем году. Все эти изменения однозначно вызовут рост как оптовых, так и розничных цен, что ляжет на плечи всего населения России.