Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", увеличивающий ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и природный газ. Чем вызвано такое решение? Насколько в результате возрастет общее налоговое бремя двух ведущих бюджетообразующих отраслей? С этими вопросами мы обратились к руководителю экономического департамента Института энергетики и финансов Марселю Салихову.
- Изменения в Налоговый кодекс, подписанные президентом, фиксируют те шаги, которые были озвучены полугодом ранее. В нефтяной отрасли предполагается увеличить базовую ставку НДПИ на 6,5% с 1 января 2012 года и на 5,4% с 1 января 2013 года. Текущее значение ставки НДПИ по нефти было зафиксировано на 1 января 2007 года и составляет 419 рублей за тонну. Оно не пересматривалось вот уже четыре года, хотя инфляция за этот период превысила 45%. Поэтому фактически мы имеем дело с "индексацией" налога. По оценкам минфина, повышение НДПИ в 2012-2013 гг. принесет федеральной казне около 230 млрд рублей дополнительных доходов. Итоговые выплаты по НДПИ зависят также от динамики мировых цен на нефть и степени выработанности конкретного участка недр, однако в данном случае речь идет об общем для всех плательщиков увеличении.
НДПИ на природный газ возрастет гораздо больше - на 61% с 2011 года, а в 2012 году его ждет дополнительная индексация на 6%, в 2013-м - еще на 5,6%. Однако и текущая ставка НДПИ на газ в размере 147 рублей за 1000 куб. м оставалась неизменной с 2006 года. За это время инфляция в стране составила 60%. Поэтому фактически речь о возвращении реальной величины ставки НДПИ на газ на тот уровень, который был зафиксирован в 2006 году. За три предстоящих года повышение НДПИ на газ должно принести бюджету около 180 млрд рублей дополнительных доходов.
Таким образом, эти решения не меняют принципиальным образом систему налогообложения ни "нефтянки", ни газовиков и не означают существенного увеличения для них налогового бремени.