07.12.2010 00:50
    Поделиться

    Нотариусы начали получать электронные ключи, которые откроют им доступ в госинстанции

    Нотариусы начинают получать особые ключи, которые откроют окна и двери во многие государственные инстанции.

    Благодаря новшеству граждане смогут пройти массу бюрократических процедур легко и быстро - через нотариуса. Например, подать заявление через Интернет на оформление загранпаспорта или прописки. Важное уточнение: под ключами подразумевается электронная цифровая подпись, которая позволит нотариусам напрямую соединиться с государственными органами. Первые ключи уже были выданы.

    - Нотариат создал свой удостоверяющий центр, в задачи которого входит выдача электронной цифровой подписи всем нотариусам страны, - сообщил "РГ" директор Центра инноваций и информационных технологий Федеральной нотариальной палаты Эдуард Махноносов. - Процесс оснащения ключами пошел и завершится, как мы предполагаем, во второй половине следующего года. Хотя, может, это случится и раньше.

    По его словам, ключи дают возможность нотариусам входить в различные государственные информационные системы, в первую очередь в базы Федеральной налоговой службы и Росреестра для взаимного обмена информацией. Естественно, для пользователей с печатью откроются далеко не все электронные двери (или в данном случае лучше говорить окна?) в государственных хранилищах. Что-то в любом случае останется под государственным замком. Однако нотариусы смогут оперативно получать, скажем, юридически значимые выписки из реестра прав на недвижимое имущество. Так что гражданам не надо будет тратить на это свое время.

    Более того, как планируется, нотариусы начнут помогать гражданам пользоваться сайтами госуслуг. Напомним, что сейчас уже действует единый портал государственных услуг, на котором можно в том числе оформить загранпаспорт, получить временную регистрацию, узнать, висят ли на человеке какие-либо штрафы от ГАИ и многое другое. В перспективе подобные технологии могут в корне изменить жизнь в стране. Не секрет, что сегодня многие процедуры у нас забюрократизированы так, что решение бытовых вопросов зачастую превращается в настоящее хождение по мукам. Между тем электронные технологии могут превратить оформление документов в легкий и приятный процесс. Минус - очереди, общение с канцелярскими хамами и взятки. Плюс - выигранное время. Впрочем, вряд ли кого надо агитировать за переход к современным технологиям госуслуг.

    Но есть проблема: чтобы выдать человеку документ, чиновники сначала должны убедиться, что он именно тот, за кого себя выдает. В реальной жизни это решается просто: гражданину достаточно показать паспорт. А что делать в Интернете? Чтобы тайное становилось явным, и придумана электронная цифровая подпись.

    - Для того, чтобы создаваемый портал госуслуг заработал в полную силу, в том числе для совершения юридически значимых действий необходима электронная цифровая подпись гражданина, но у многих людей ее нет, - говорит председатель комиссии по информационным технологиям Федеральной нотариальной палаты Анатолий Гусев. - А на ее приобретение и поддержку необходимы затраты. При наличии ЭЦП у нотариуса эта проблема может быть решена, тем более, что у нотариата же есть необходимые для этого функции - удостоверения личности обратившегося гражданина, проверки его дееспособности в момент совершения действия.

    Поэтому, по его словам, нотариус вправе передать заявление гражданина в электронном виде на портал госуслуг, удостоверив перед тем личность. Закон это позволяет: в списке возможных действий нотариуса есть передача заявления получателю.

    При этом заявление может трансформироваться и в электронный вид. Естественно, оформление заявлений на портале гос услуг через нотариуса будет делом добровольным. Кому-то проще самому вникнуть и оформить все как положено. Кому-то легче прийти к специалисту, уже имеющему электронные ключи, и не особо вникать в тонкости процесса.

    Кроме того, сейчас нотариусы создают единый электронный реестр завещаний и доверенностей.

    Поделиться