Жизнеспособность Административного регламента исполнения Роснедвижимостью государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденного приказом Минюста России от 27.12.2007 N 254, доказана временем. Однако изменения в законодательстве РФ привели к необходимости внесения в него значительных изменений. В этой связи Росреестром разработан проект нового Административного регламента исполнения государственной функции по государственному земельному контролю.
Проект Административного регламента заметно отличается от действующего как формой, так и содержанием. Поэтому необходимо обратить внимание на некоторые моменты.
Так, проект нового регламента предлагает детально регламентировать процедуру планирования проверок соблюдения земельного законодательства. В действующем Административном регламенте предусмотрено ежеквартальное планирование проверок как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Вновь принятым Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено утверждение годовых планов проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В целях единообразия принято решение предусмотреть ежегодное планирование и для физических лиц.
Составление плана проверки на год позволяет более качественно подойти к осуществлению государственного земельного контроля, рассчитать эффективную нагрузку на госземинспектора, заблаговременно уведомить о времени и месте проведения проверки лиц, использующих земельные участки, тем самым предоставив им время для подготовки к проверке, а как следствие, осуществить профилактику правонарушения. Годовое планирование позволит сократить количество внеплановых проверок, которое, как свидетельствует практика, является в большинстве случаев результатом несвоевременного проведения плановых проверок.
Действующий регламент не содержит положений о подготовке госземинспектора к проведению проверки. В разработанном проекте данные недостатки устранены. Согласно документу при подготовке к проведению проверки соблюдения земельного законодательства госземинспектор при необходимости обеспечивает подготовку, направление запросов в органы государственной власти и иные организации. Качественная подготовка к проведению проверки повысит эффективность осуществления государственного земельного контроля, снизит количество процессуальных нарушений.
В ходе реализации функции по государственному земельному контролю много вопросов возникало с вынесением распоряжения о проведении проверки. Согласно пункту 40 Административного регламента распоряжение о проведении проверки оформляется Роснедвижимостью, ее территориальным органом в установленном законодательством РФ порядке. До определенного момента такой порядок не был установлен. Однако статьей 14 Закона 294-ФЗ введено требование, согласно которому распоряжение о проведении проверки выносится руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля. В связи с чем в целях единообразия в проект регламента предложено включить норму о том, что распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства выносится руководителем Росреестра (его заместителем), руководителем территориального органа Росреестра (его заместителем) как в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в отношении граждан. Кроме того, в проект регламента добавлено положение о необходимости вынесения распоряжения о проведении внеплановой проверки исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства. Действующий Административный регламент не содержит такого требования, что создает возможность для нарушения прав и законных интересов проверяемых лиц.
В целом проект Административного регламента направлен на единообразное установление требований при осуществлении контрольных мероприятий и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и для физических лиц.
Действующее законодательство не содержит норм о предельных сроках выполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, а также о возможности и порядке продления таких сроков. В связи с этим в настоящее время госземинспекторы устанавливают сроки устранения правонарушений и решают вопрос о возможности их продления самостоятельно, исходя из необходимости и целесообразности. Анализ причин и оснований продления сроков показал, что зачастую в ходатайстве о таком продлении не указываются веские причины продления, а временами сроки продлеваются вообще без каких-либо обоснований. Постоянное и безосновательное продление сроков позволяет правонарушителю избегать негативных последствий в виде устранений правонарушения, что отрицательно влияет на работу госземинспекторов в целом.
Новеллой проекта Административного регламента является регламентация порядка продления срока исполнения предписания. Согласно разработанному проекту срок выполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок, устанавливается исходя из состава правонарушения и разумного срока для его устранения в соответствии с законодательством РФ. В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок нарушитель заблаговременно направляет должностному лицу, выдавшему предписание, ходатайство с просьбой о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства. В проекте Административного регламента предлагается также установить, что срок исполнения предписания может быть продлен определением главного государственного инспектора субъекта РФ по использованию и охране земель (его заместителя), главного государственного инспектора города и района по использованию и охране земель (его заместителя) единожды, на срок, не превышающий ранее установленный срок. При этом главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель (его заместитель) продлевает срок исполнения предписания неоднократно на срок, не превышающий ранее установленный срок. Регламентация порядка продления сроков исполнения предписаний позволит повысить уровень осуществления государственного земельного контроля.
Принятие проекта вновь разработанного Административного регламента будет способствовать совершенствованию деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель их более качественной и эффективной работе, а также сохранению и поддержанию законности и правопорядка в нашем государстве.