07.12.2010 00:40
    Поделиться

    Единое таможенное пространство актуальная проблема не только постсоветских стран

    9 декабря состоится заседание высших органов Таможенного союза (ТС) и ЕврАзЭС, а 10 декабря пройдет юбилейный саммит СНГ, посвященный его 10-летию, на уровне глав государств - участ ников Содружества. Эти два межгосударственных мероприятия "сближены" по времени не случайно. Поскольку в рамках всего СНГ поэтапно формируется единое экономическое пространство на базе Таможенного союза России, Беларуси и Казах стана. Более того: интерес к участию в таком пространстве в последнее время проявляют страны не только ближнего, но и дальнего зарубежья: это Европейская ассоциация свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн, Исландия), Новая Зеландия, Вьетнам, Бельгийско-Люксембургский экономический союз.

    Дальнейшая унификация правил и стандартов в ТС, а также принципы создания такого экономического пространства в ТС и СНГ, которое притягивало бы к себе все большее число стран и их таможенно-экономических блоков, - главные вопросы упомянутых форумов. В канун этих мероприятий премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил, что в рамках Таможенного союза возникает немало проблем, в решении которых "приходится чем-то поступиться, а где-то - надавить, найти компромисс. "Во всяком случае в рамках ТС мы открыто обсуждаем любые вопросы и выходим на взаимоприемлемые решения". Что касается расширения сферы действия ТС, по его словам, "создание зоны свободной торговли с Новой Зеландией и еще рядом стран мы будем только приветствовать. Это повышает нашу конкуренто способность, увеличивает занятость на наших предприятиях". Причем К. Масимов подчеркнул, что идут также переговоры с Бельгийско-Люксембургским таможенным союзом по вариантам его подключения к ТС.

    Словом, формирование единого таможенно-экономического пространства - актуальная экономическая проблема не только постсоветских стран. Поскольку проявляется тенденция развития на базе ТС общемирового таможенно-экономического пространства, что обусловлено современной ситуацией в мировой экономике и торговле. А это, в свою очередь, повышает роль дееспособности уже действующих таможенных союзов. И, соответственно, механизмов согласования интересов стран-участниц - нынешних и потенциальных.

    Тем временем единое таможенное пространство в экс-СССР, особенно упрощенные правила обмена продукцией и услугами между странами - участницами ТС, благоприятно сказываются на внутри- и межотраслевой ко операции этих стран. Так, благодаря Таможенному союзу существенно упростилась процедура ввоза сырья на Магнитогорский металлургический комбинат Челябинской области - один из крупнейших металлургических объектов в бывшем СССР. По информации пресс-службы Челябинской области от 26 ноября, увеличены квоты беспошлинного ввоза товаров с 35 до 50 кг. Но главным преимуществом ТС для "Магнитки" стало то обстоятельство, что с североказахстанского Соколовско-Сорбайского месторождения железной руды, принадлежащее Магнитогорскому металлургическому комбинату, это сырье поставляется на "Магнитку" без декларирования и по облегченным таможенным правилам. Что, в свою очередь, обеспечивает постоянную загрузку мощностей этого комбината. То же характерно для остальных предприятий стран ТС, обменивающихся сырьем или готовой продукцией на основе внутри- и межотраслевой кооперации.

    Кроме того, дорабатываются проекты создания современных таможенных терминалов и транспортных переходов на внешних границах Таможенного союза (например, в Псковской области, в российско-казахстанском приграничье).

    Как сообщил "Российской бизнес-газете" Булат Мукушев, председатель правления национального казахстанского фонда развития предпринимательства ("ДАМУ"), "в контексте Таможенного союза требуется больший уровень взаимной информированности о возможностях и проблемах национального бизнеса, об особенностях политики и законодательства в этой сфере. Как и о вариантах сотрудничества в совместных проектах в регионе ТС. Потому что создание дееспособного предпринимательского пространства - более сложная задача и по своей сути, и по времени ее решения, чем, например, согласование общих правил перемещения товаров".

    Поделиться